Губернатор Камчатского края выдвинул ряд предложений по вопросу функционирования единого морского оператора

21 марта 2024

Обсуждение организации работы единого морского оператора северного завоза обсуждалось на совещании под председательством Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова.

В частности, обсуждалось схема работы единого оператора и варианты субсидирования тарифов – полная субсидия или покрытие рисков по недозагрузке судов. 

Глава Камчатского края Владимир Солодов отметил, что в регионе сложилась собственная, сложная в замене транспортная система и выдвинул ряд предложений.

«У нас доставку осуществляют 8 компаний, из них одна – государственная и семь частных. В государственном предприятии у нас 16 судов, средний возраст судна – 6,7 лет. То есть у нас молодой флот, который существенно моложе среднего по стране. В общем-то, флота достаточно с учётом частников, с учётом крупного предприятия – камчатского морского пароходства, которое работает на плече Владивосток –Петропавловск. По количеству судов проблем с доставкой на Камчатку нет. Более того, мы периодически доставляем грузы на Чукотку и на Сахалин. Однако остро стоит вопрос субсидирования тарифа, потому что в итоговой стоимости товаров, конечно, транспортная составляющая не просто большая – она растёт постоянно и сейчас составляет до 50%. Это в Петропавловске, а в отдалённых районах – до 80% стоимости. Поэтому мы в целом, безусловно, поддерживаем и были бы рады участвовать максимально оперативно в эти этих схемах, но я бы хотел предложить все-таки говорить о субсидировании не только недозагрузки, а субсидировании самого завоза. Потому что если мы говорим о том, что тариф останется тем же самым, но мы можем работать не со сложившейся структурой перевозчиков, то я сразу могу сказать это не очень интересно, потому что стабильность и так обеспечена. А если единый оператор, либо за счёт субсидии, либо за счёт плеча сможет снизить тариф, причём нужно говорить о каком-то существенном снижении, потому что в этом же цель северного завоза – не только в стабильности, а в снижении стоимости, то, конечно, это интересно. И, конечно, мы были бы рады в этом участвовать», – сказал Владимир Солодов.

Губернатор отметил, что если говорить про северный завоз в условиях Камчатского края, то для региона особое значение имеет завоз продуктов питания. 

«Они меньше по объёму занимают, но они очень социально значимые. Может быть, нужно проработать неравномерность субсидии – когда по ряду грузов мы субсидируем только полноту загрузки, а социально значимые товары – продукты питания – мы субсидируем все-таки и саму доставку тоже. Мне кажется, это было бы справедливо», – добавил Владимир Солодов

Он напомнил, что такая схема действует на уровне регионального бюджета, край субсидирует доставку в отдаленные районы и стоимость по заданной номенклатуре снижается примерно на 30%.

«Доставка грузов на Камчатку складывается из двух частей: доставка круглогодичная для обеспечения Петропавловск-Камчатской агломерации и доставка так называемого северного завоза в труднодоступные районы. Общий объём грузопотока – полтора миллиона тонн. Из них на северный завоз направляется порядка 100 тыс тонн. У нас очень разные схемы применяются – где-то есть прямая доставка, где-то –  Владивосток и конкретный портопункт, относящийся к северному завозу, например, Тиличики. В основном используется схема концентрации грузов в Петропавловске-Камчатском, как хабе и оттуда доставка морским путём. Где-то она комбинируется с наземной доставкой. В зависимости от конкретного типа доставки складывается себестоимость», – пояснил глава Камчатского края, отметив, что существующая схема достаточно сложна и при этом работает, а изменить ее быстро не получится.  

По итогам совещания Министр Российской Федерации  по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков поставил задачу просчитать, как в результате изменится тариф для регионов. 

Проблема северного завоза давно обсуждается на всех уровнях власти. В результате совместной работы были выработаны основные принципы и правила взаимоотношений органов публичной власти и заинтересованных хозяйствующих субъектов по доставке товаров народного потребления и необходимых промышленных товаров в отдаленные районы с ограниченным сроком навигации. В феврале морской порт Петропавловск-Камчатский, в состав которого входят портопункты северных районов Камчатки, был включен в опорную сеть транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. Это даёт повышение надёжности доставки грузов в северные районы благодаря применению различных механизмов стимулирования в отношении объектов транспортной инфраструктуры. 1 апреля новый Федеральный закон вступает в силу.

Северный завоз – комплекс мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению основными жизненно важными товарами территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также приравненным к ним местностям. Доставка грузов на территории северного завоза сопряжена с рядом ограничений в условиях сложного климата. Завоз товаров осуществляется воздушным, речным и морским транспортом, в том числе по акватории Северного морского пути.

Работа по донастройке механизма северного завоза ведётся по поручению Президента. В апреле 2022 года на совещании по вопросам развития Арктики глава государства назвал организацию северного завоза задачей особой важности, уточнив, что товары для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий следует поставлять по графику и без сбоев. В августе 2023 года Президентом был подписан закон, создающий правовые и организационные основы северного завоза.

В конце 2023 года Правительство утвердило перечень территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, куда при поддержке государства будут доставляться грузы с продовольствием, нефтепродуктами и другими жизненно важными товарами, а также перечень грузов для приоритетных поставок в рамках северного завоза.

Также было принято постановление, наделяющее Минвостокразвития полномочиями по осуществлению функций федерального координатора северного завоза, в том числе по его мониторингу, утверждению маршрута и графика движения судов в рамках регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами, координации деятельности органов власти в этой сфере.