2. Социально-экономическое положение Камчатского края

2.1. Показатели социально-экономического развития Камчатского края

По итогам 2018 года в Камчатском крае отмечаются как тенденции роста макроэкономических показателей, так и снижение темпов развития отдельных отраслей.

Номинальный объем валового регионального продукта по Камчатскому краю за 2018 год оценивается на уровне 219,7 млрд рублей (индекс физического объема 103,1 % к уровню 2017 года).

Общий вылов водных биологических ресурсов составил 1 670,1 тыс. тонн (129,7 % к уровню 2017 года).

Индекс потребительских цен в декабре 2018 года относительно декабря 2017 года сложился на уровне 103,4 %, в том числе на продовольственные товары – 106,0 %, непродовольственные товары – 102,8 %, услуги – 101,0 %.

Объем инвестиций в основной капитал в 2018 году сложился в размере 39 278,7 млн рублей (индекс физического объема 92,2 % к уровню 2017 года).

Органы государственной власти Камчатского края предоставляют государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатского края. В рамках действующего законодательства в сфере инвестиционной деятельности в Камчатском крае предусмотрены как финансовые, так и нефинансовые меры государственной поддержки, всего более 70 видов.

 

Показатели социально-экономического развития Камчатского края в 2013 – 2018 годах

 

 

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Численность населения (на конец года), тыс. человек

319,9

317,3

316,1

314,7

315,5

314,7

Естественный прирост (+), убыль (-) населения, человек:

 

 

 

 

 

 

всего

518

527

510

418

284

-132

на 1000 человек населения

1,6

1,7

1,6

1,4

0,9

-0,5

Миграционный прирост (+), убыль (-) населения, человек:

 

 

 

 

 

 

всего

- 1203

- 3 122

- 1 663

-1 805

544

-702

на 1000 человек населения

- 3,8

- 9,8

- 5,3

-5,7

1,7

-2,2

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек

185,9

181,9

170,1

166,2

165,4

163,9

Среднедушевые денежные доходы населения, рублей в месяц

35 545

39 019

42 818

430849

45 112

48 277

Средняя номинальная начисленная заработная плата работников организаций, рублей

48 628,8

53 166,5

57 403,6

61 159,3

65 807,0

73 895,6

Валовой региональный продукт, млрд рублей

133,3

145,8

175,4

197,1

201,6

(оценка)

219,7

на душу населения, тыс. рублей

416,5

457,6

553,9

624,8

639,8

697,3

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году

97,1

104,4

103,4

113,3

104,7

109,6

Индекс производства по видам деятельности, в % к предыдущему году:

 

 

 

 

 

 

добыча полезных ископаемых

82,1

140,3

110,1

143,5

100,5

91,1

обрабатывающие производства

99,4

97,4

103,8

106,7

110,4

120,1

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

103,1

99,5

95,9

100,5

95,7

101,7

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

…*

…*

…*

97,6

74,1

89,3

Объем отгруженной продукции (работ, услуг) по видам деятельности, млн рублей:

 

 

 

 

 

 

добыча полезных ископаемых

5 693,7

8 190,0

13 211,4

22 947,0

19 729,2

21 517,7

обрабатывающие производства

42 785,4

42 803,6

69 082,6

78 903,3

99 559,7

133 150,6

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

16 093,9

16 323,7

17 331,8

19 487,5

21 588,0

18 223,5

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

…*

…*

…*

…*

2 554,6

2 501,4

Улов рыбы и добыча морепродуктов, тыс. тонн

873,6

896,0

982,0

1 124,8

1 288,0

1 670,1

Продукция сельского хозяйства, млн рублей

6 100,8

8 105,5

7 840,9

9 005,9

7 915,5

8 249,2

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. метров

82,5

87,7

72,3

75,0

66,7

35,5

Оборот розничной торговли, млн рублей

42 367,9

45 826,2

50 432,4

52 037,7

53 971,0

57 195,1

Платные услуги населению, млн рублей

26 136,5

27 104,6

27 067,4

28 363,3

30 711,8

30 278,5

Инвестиции в основной капитал, млн рублей

32 708,2

25 128,1

22 849,8

37 298,2

39 007,1

39 278,7

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), в %

106,3

107,8

112,6

105,7

102,1

103,4

Внешнеторговый оборот (без учета экспорта и импорта услуг), млн долларов США

757,9

648,3

637,5

672,7

835,9

962,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

экспорт

616,6

524,7

556,1

571,2

706,6

854,1

импорт

141,3

123,6

81,4

101,5

129,3

108,7

*Данные отсутствуют в связи с тем, что с 1 января 2017 года осуществлен переход на применение в статистической практике новых версий ОКВЭД2 и ОКПД2

 

2.2. Место Камчатского края в экономике Российской Федерации

В отраслевой структуре региона, по оценке, за 2017 год ведущими видами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем ВРП, являются: сельское, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство (20,1 %); государственное управление и обеспечение военной безопасности (13,7 %); обрабатывающие производства (10,6 %); оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов (8,1 %); здравоохранение и предоставление социальных услуг (7,6 %); добыча полезных ископаемых (6,2 %); обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (6,2 %). В совокупности названные виды экономической деятельности произвели 72,5 % валового регионального продукта Камчатского края. Доминирующую позицию в экономике Камчатского края занимает сельское, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство.

Прикамчатские воды Охотского, Берингова морей и Тихого океана относятся к наиболее продуктивным рыбопромышленным зонам Мирового океана, здесь обеспечивается естественное воспроизводство свыше 1,5 миллионов тонн биологических ресурсов морей.

Рыбохозяйственный комплекс Камчатского края занимает одно из важнейших мест в рыбном хозяйстве Дальнего Востока и России в целом (его удельный вес в уловах Дальневосточного Бассейна – более 45 %, России – более 30 %). Общий вылов водных биологических ресурсов составил 1 670,1 тыс. тонн (129,7 % к уровню 2017 года).

В объемах промышленного производства Российской Федерации доля Камчатского края незначительна, и составила в 2018 году 0,2 %, по Дальневосточному федеральному округу – 4,0 %.

В общероссийском производстве сельскохозяйственной продукции в 2018 году доля Камчатского края составила 0,2 %. Доля Камчатского края в общероссийском производстве сельскохозяйственной продукции составляет: по картофелю – 0,2 %, по овощам – 0,1 %, по молоку – 0,1 %.

По объему оборота розничной торговли среди регионов Дальневосточного федерального округа в 2018 году Камчатский край занимал 8 место (57 195,1 млн рублей). Доля Камчатского края в общероссийском обороте розничной торговли составила 0,2 %.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2018 году в Камчатском крае составила 73 895,6 рублей, что соответствует 4 месту среди субъектов Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума в Камчатском крае в среднем за 2018 год– 19 481 рубль.

 

2.3. Биоресурсный комплекс

Рыбохозяйственный комплекс Камчатского края занимает одно из важнейших мест в рыбном хозяйстве Дальнего Востока и России в целом (его удельный вес в уловах Дальневосточного Бассейна – около 45 %, России – более 30,0 %). Ведущую роль рыбохозяйственный комплекс играет и в экономике региона, на его долю приходится более 50 % объемов промышленного производства и около 90,0% экспортного потенциала края, при численности занятых в отрасли около 16 тыс. человек.

Другими словами, состояние рыбной отрасли в значительной степени определяет социально-экономическое положение Камчатского края и, прежде всего, прибрежных населенных пунктов.

Рыбная отрасль является основным звеном в хозяйственной структуре Камчатского края, имеет сложный состав и многоотраслевую структуру. Кроме рыбодобычи, рыбопереработки, изучения, охраны и воспроизводства рыбных ресурсов она включает в себя целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей, а также институты производственной и социальной инфраструктуры. Наиболее важными из них являются судоремонт, строительство, транспорт, тарное и сетеснастное производство.

Морская акватория, прилегающая к территории Камчатского края, является крупнейшим промысловым районом в Дальневосточном регионе. Морские границы Камчатского края охватывают пять рыбопромысловых районов: зона Западно- Беринговоморская; подзоны Карагинская и Петропавловско-Командорская Восточно- Камчатской зоны, подзоны Западно-Камчатская и Камчатско-Курильская зоны Охотского моря.

В промысловых районах, прилегающих к Камчатскому краю добываются 5 видов тихоокеанских лососей и более сорока видов морских объектов. Практически все реки на территории Камчатского края имеют рыбохозяйственное значение, обеспечивая нерестовый фонд тихоокеанских лососей и других видов рыб.

В настоящее время состояние запасов водных биологических ресурсов позволяет изымать в водах камчатских рек и прилегающих морей ежегодно без ущерба для естественного воспроизводства более 1,5 млн тонн водных биологических ресурсов.

Рыбохозяйственная отрасль является градо- и поселкообразующей отраслью Камчатки, одним из основных источников занятости населения, источником пополнения краевого бюджета, а также играет важную роль в обеспечении населения края и других регионов страны экологически чистой и высококачественной рыбной продукцией.

По итогам 2018 года вылов стал рекордным за весь период организации рыболовства в регионе, впервые превысив отметку в «полтора миллиона тонн» и составил 1 670,1 тыс. тонн (что на 361 тыс. тонн или на 30 % выше уровня 2017 года), обеспечив региону долю около 45% вылова по Дальневосточному бассейну и более 30 % общероссийского вылова.

Значительный вклад в итоговый показатель вылова внесла «лососевая путина». Предприятия региона добыли почти 500 тыс. тонн тихоокеанских лососей (из них 413 тыс. тонн – горбуша), достигнув рекорда за всю историю научных наблюдений.

В настоящее время в Камчатском крае функционируют свыше 500 предприятий, ведущих рыбохозяйственную деятельность с круглогодичным либо сезонным производственным циклом, более 200 из которых осуществляют вылов водных биологических ресурсов.

Основой рыбной отрасли края является добывающий флот: это более 650 крупно-, средне- и малотоннажных рыбодобывающих судов, обеспечивающих эффективность промысла разных видов гидробионтов.

Крупнейшими компаниями, ведущими хозяйственную деятельность на территории края и обладающими самыми большими добывающими и перерабатывающими судовыми мощностями, являются: ПАО «Океанрыбфлот», АО «Акрос», «РК им. В.И. Ленина», ООО «Витязь-Авто», ООО «Тымлатский рыбокомбинат», ООО «Поллукс», АО «Озерновский РКЗ № 55», ООО «Устькамчатрыба» и другие.

Неотъемлемой частью рыбохозяйственного комплекса Камчатского края являются береговые перерабатывающие предприятия. В крае построено и действует более 190 рыбоперерабатывающих заводов, 17 осуществляют выпуск рыбных консервов. Суммарная суточная мощность заводов составляет более 15,6 тыс. тонн мороженой продукции, 1,4 млн условных банок консервов, емкости для хранения мороженой продукции составляют более 154 тыс. тонн. Перерабатывающие мощности в основном сконцентрированы в г. Петропавловске-Камчатском, Усть- Большерецком, Соболевском и Карагинском районах края.

Часть произведенной продукции поставляется на экспорт в страны Дальнего Зарубежья. Основными потребителями камчатской рыбной продукции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Республика Корея, Китай, Япония. За рубеж в 2018 году камчатские производители поставили 304,5 тыс. тонн продукции из водных биоресурсов, что составляет 98 % к уровню 2017 года. Основными статьями экспорта являются рыба мороженая, мороженые ракообразные и моллюски.

Камчатский край поставляет пищевую рыбную продукцию и на внутренний рынок страны. Среди российских регионов-партнеров необходимо отметить г. Санкт-Петербург, г. Москва, Калининградскую, Мурманскую, Московскую, Ленинградскую, Новосибирскую, Сахалинскую, Свердловскую области, Краснодарский, Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края и др.

Заключены и успешно реализуются межрегиональные соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социальной, культурной и иных сферах между Правительством края и Правительствами Москвы, Амурской области, Республики Саха (Якутия), Советом министров Республики Крым по созданию условий для установления прямых связей организаций-товаропроизводителей Камчатского края с организациями, осуществляющими торговую деятельность на территории указанных субъектов.

В Камчатском крае получило свое развитие искусственное воспроизводство тихоокеанских лососей на пяти лососевых рыбоводных заводах Северо-Восточного филиала ФГБУ «Главрыбвод». Тихоокеанские лососи являются ценнейшим восполняемым природным ресурсом и национальным достоянием России. Для Камчатки – это биологический ресурс, имеющий ключевое значение для сбалансированного функционирования природных экосистем и устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса, как основы стабильного социально-экономического положения региона.

Рыбохозяйственный комплекс Камчатского края располагает хорошим научно- техническим потенциалом. В его составе функционируют научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации (Камчатский филиал ФГБНУ «ВНИРО» («КамчатНИРО»), ООО «Технологический центр «Интехкам»» и Экспериментальный инженерно- технический центр); специальные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов и рабочих кадров (ФГБОУ ВО «КамчатГТУ», КГАОУ СПО «Камчатский политехнический техникум», КГПОАУ «Камчатский морской энергетический техникум», АО «Учебно-курсовой комбинат Камчатского края»).

Камчатка является лидером по стране и по объему инвестиций в рыбохозяйственный комплекс. В целом, в период 2008-2018 годов предприятиями рыбохозяйственного комплекса в развитие своих береговых перерабатывающих мощностей и модернизацию рыбопромыслового флота вложено более 38 млрд рублей, на побережьях полуострова построено 22 современных завода (с новейшим рыбоперерабатывающим оборудованием), мощностью от 150 до 350 тонн/сутки, нацеленных на выпуск высококачественной и рентабельной рыбной продукции, производственные мощности увеличены более чем на 4 300 тонн в сутки, объем холодильных мощностей для хранения рыбопродукции более чем на 42 тыс. тонн, дополнительно создано более 3 600 рабочих мест, построено, приобретено и модернизировано 18 рыбопромысловых судов.

Животный мир Камчатского края разнообразен и насчитывает 45 видов наземных млекопитающих и порядка 224 видов птиц. Среди них 20 видов зверей и 54 вида птиц относятся к охотничьим видам, в отношении которых в установленном законом порядке может осуществляться промысловая, любительская и спортивная и иные виды охот. Наиболее ценными и значимыми в хозяйственном отношении видами являются бурый медведь, лось, снежный баран, соболь. Численность их в настоящее время достаточно стабильна, и насчитывает более 24,5 тыс. медведей, порядка 12,2 тыс. лосей, 14,8 тыс. снежных баранов и около 39,3 тыс. соболей. В целях неистощительного использования поддерживаемая в настоящее время численность видов охотничьих ресурсов позволяет ежегодно устанавливать лимиты добычи в объеме до 2 500 медведей, 550 лосей, 350 снежных баранов, 12 000 соболей, 250 выдр и 20 рысей. Остальные виды охотничьих ресурсов относятся к так называемым «массовым» видам (заяц-беляк, утки, гуси и т. д.), добыча которых осуществляется в соответствии с установленными нормами изъятия.

Охотничья отрасль представлена 131 юридическим лицом и 2 индивидуальными предпринимателями, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства и имеющими право долгосрочного пользования охотничьими ресурсами на территории закрепленных за ними охотничьих угодий (охотпользователи). Общая площадь охотничьих угодий составляет 43 802,6 тыс. га, из них закреплены за охотпользователями – 34 357,7 тыс. га (более 78 %).

23 вида наземных и морских млекопитающих и 60 видов птиц занесены в Красную Книгу Камчатки.

Основными лесообразующими породами Камчатского края являются: берёза каменная, береза белая, кедровый стланик, ольховый стланик, лиственница курильская (камчатская), ель аянская. 

Лесной фонд занимает 95,3 % общей земельной площади Камчатского края, в том числе покрытые лесом 19,0 млн гектаров, непокрытые лесом – 1,5 млн га, нелесные – 23,7 млн га.

В 2018 году общий объем заготовки древесины на территории Камчатского края составил 141,026 тыс. м3 (43,063 тыс. м3 заготовлено арендаторами). Расчетная лесосека (допустимый ежегодный объем изъятия древесины по всем видам древесных пород) использована на 6,7 %.

 

2.4. Природно-ресурсный комплекс

Минерально-сырьевая база Камчатского края характеризуется наличием широкого спектра полезных ископаемых, в том числе: золото, серебро, платина, черные и цветные металлы, газ горючий, конденсат, бурые и каменные угли, подземные воды различного типа и назначения (питьевые, минеральные и теплоэнергетические), ювелирно-поделочные камни, грязь лечебная, общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф.

Добыча драгоценных металлов является одним из наиболее перспективных направлений развития горнодобывающей отрасли и экономики Камчатского края. Камчатка постепенно закрепляется в ряду значимых золотодобывающих регионов Российской Федерации, за 1 полугодие 2019 года, по данным Министерства финансов Российской Федерации, Камчатский край занял 10 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по производству золота (2,58 т золота, что составляет 107,1 % от уровня аналогичного периода прошлого года).

В крае действуют горно-обогатительные комбинаты (ГОКи) Агинский (АО «Камголд»), Асачинский (ЗАО «Тревожное Зарево»), Аметистовый (АО «Аметистовое»), горнодобывающие предприятия на месторождениях Золотое, Кунгурцевское, Бараньевское (АО «Камчатское Золото»), Оганчинское (АО «Камголд»). На Озерновском золоторудном месторождении в 2018 году запущена модульная опытно-промышленная установка производительностью до 100 тыс. т (АО «СиГМА»), к 2024 году на Озерновском месторождении планируется создание ГМК производительностью 600,0 тыс. т руды в год.

Добыча и первичное обогащение цветных металлов (никель, медь, кобальт) в Камчатском крае производится на медно-никелевом месторождении Шануч (ЗАО НПК «Геотехнология»), переработка обогащенной руды осуществляется за пределами региона.

Добыча газа и газового конденсата осуществляется на Кшукском и Нижне-Квакчикском газоконденсатных месторождениях (ООО «Газпром добыча Ноябрьск»). Конденсат, являющийся побочным продуктом добычи природного газа, накапливается в наземные ёмкости и реализуется мелкими партиями. В настоящее время в регионе продолжаются мероприятия по газификации населенных пунктов и объектов энергетики.

Добыча угля в крае ведется только на Паланском месторождении в Тигильском муниципальном районе предприятием ООО «Палана-Уголь». В силу географических и экономических особенностей Камчатского края, а также отсутствия транспортной инфраструктуры предприятие ограничено рынком сбыта продукции и ведет поставку угля в близлежащий населенный пункт (п.г.т. Палана) на основании муниципальных контрактов.

Добыча минеральных подземных вод и попутного углекислого газа ведется на Малкинском месторождении углекислых вод (ООО «Аквариус»), бутилированние лечебно-столовых вод осуществляет ЗАО «Малкинское».

Подземные воды представляют собой ценнейшее полезное ископаемое, широко распространенное на территории края. На запасах пароводяной смеси Мутновского и Паужетского месторождений работают геотермальные электростанции мощностью соответственно 62 МВт и 12 МВт, на геотермальное теплоснабжение переведены отдельные населённые пункты, ряд лечебных, оздоровительных и рекреационных учреждений, частных тепличных хозяйств. Термальная вода Паратунского и Малкинского месторождений используется в производственном цикле по воспроизводству лосося на одноименных лососевых рыбоводных заводах ФГБУ «Северо-Восточное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов». Холодные углекислые минеральные воды Малкинского месторождения используются для розлива в качестве питьевых и лечебно-столовых вод с попутным извлечением углекислого газа для промышленных целей.

В настоящее время уровень эксплуатации большинства месторождений термоминеральных подземных вод не превышает 40,0 % от утвержденных запасов. Вместе с тем в ходе реализации в рамках ТОР «Камчатка» инвестиционных проектов по созданию современных туристских зон «Паратунка» и «Зеленовские озерки» предполагается значительное увеличение объемов потребления запасов данных месторождений.

В Камчатском крае учитываются 230 месторождений общераспространенных полезных ископаемых (далее – ОПИ), в том числе: камня для строительства – 12, песчано-гравийного материала – 68, песка строительного – 17, шлака вулканического – 5, туфа вулканического – 1, пемзы – 3, пемзового песка – 3, глины – 8, суглинков – 3, сланца глинистого – 1, известняка – 1, перлитового сырья – 2, торфа – 106. В распределённом фонде недр числится 65 месторождений ОПИ, запасы которых используются при строительстве.

На сегодняшний день деятельность в сфере недропользования в Камчатском крае осуществляют 90 предприятий (без учёта организаций, эксплуатирующих одиночные водозаборы на пресные подземные воды и участки недр, не связанные с добычей полезных ископаемых), на которых трудоустроено порядка 4,0 тыс. человек. Развитие горнодобывающей промышленности в Камчатском крае способствует увеличению ВРП края, формирует транспортную и энергетическую инфраструктуру в районах освоения месторождений, обеспечивает занятость населения Камчатского края, влечет за собой мультипликативный эффект для развития других отраслей экономики региона.

 

2.5. Топливно-энергетический комплекс             

Энергетика имеет важное значение для экономики Камчатского края. Сегодня Камчатская энергосистема – это теплоэлектроцентраль с оборудованием высокого давления (Камчатские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2), линии электропередач, дизельные и газодизельные электростанции, работающие изолированно в отдалённых административных районах Камчатского края, три геотермальные электростанции, четыре малые гидроэлектростанции и ветроэлектростанции.

Камчатский край располагает значительным потенциалом возобновляемых (гидроэнергетика рек, морских приливов, тепло земли) и невозобновляемых источников энергии (бурый уголь, торф, газ).

В Камчатский край завозятся 100,0 % потребляемых нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут топочный, мазут флотский) и большая часть (90,0 %) каменного угля.

В целом по энергосистеме Камчатского края на 1 января 2019 года структура топлива, потребленного электростанциями, котельными и бойлерными, следующая:

- 28 % – нефтепродукты;

- 43 % – возобновляемые источники энергии;

- 20 % – природный газ;

- 8 % – уголь;

- 1 % – прочее твердое топливо.

Энергосистема Камчатского края полностью покрывает потребность региона в электроэнергии.

Основной задачей развития энергетики края является переход на местные виды топлива и снижение тарифов. С этой целью в крае с 1995 года реализуется региональная «Программа перевода электро- и теплоснабжения Камчатской области на нетрадиционные возобновляемые источники энергии и местные виды топлива».

В рамках данной задачи введены в эксплуатацию две геотермальные электростанции на Мутновском месторождении парогидротерм, установленной мощностью 62 МВт, четыре гидроэлектростанции в Усть-Большерецком и Быстринском районах суммарной мощностью 46,9 МВт, ветровые электростанции в Алеутском и Усть-Камчатском районах мощностью 550 кВт и 900 кВт, магистральный газопровод Соболево – Петропавловск-Камчатский протяженностью 392 км, переведены на потребление газа Камчатские ТЭЦ – 1 и ТЭЦ – 2, котельная № 1 в г. Петропавловск-Камчатский.

Одним из важнейших направлений для Камчатского края является газификация региона.

С переводом Камчатских ТЭЦ на газ 55 % электрической мощности в Камчатском крае производится на местном топливе (природный газ Нижне-Квакчикского месторождения).

Объем завозного топлива (мазута), расходуемого ранее на производство электрической и тепловой энергии Камчатскими ТЭЦ и замещенного газом, составляет в среднем порядка более 300 тыс. тонн в год, что позволяет снизить расходы бюджета Камчатского края на компенсацию разницы между установленными и экономически-обоснованными тарифами ежегодно порядка 2-3 млрд руб.

В крае успешно реализуется крупный инвестиционный проект «Обеспечение энергоснабжения изолированных территорий Камчатского края на основе возобновляемых источников энергии», инвестором которого выступает ПАО «РАО Энергетические системы Востока» / ПАО «Передвижная энергетика».

Целями реализации данного проекта являются:

- снижение затрат на привозное дизельное топливо за счет замещения выработки дизельных электростанций выработкой энергии ветроэнергетическими станциями (далее – ВЭС);

- снижение уровня тарифов на электроэнергию за счет экономии затрат на привозное дизельное топливо;

- повышение надежности электро- и теплоснабжения потребителей;

- улучшение экологической обстановки.

ВЭС (3 ВЭУ х 300 кВт) в поселке Усть-Камчатск введена в эксплуатацию 29 декабря 2015 года.

В настоящее время проект прошел демонстрационный этап, включающий в себя сбор данных по работе ВЭС.

В рамках соглашения между Правительством Камчатского края и ПАО «РАО Энергетические системы Востока» о взаимодействии в сфере развития возобновляемых источников энергии планируется строительство ветродизельных комплексов в населенных пунктах: Тиличики, Оссора, Палана, Манилы, Каменское, Пахачи и Усть-Хайрюзово, а также в других муниципальных образованиях (по согласованию сторон).

 

2.6. Туристско – рекреационные возможности

Камчатка – уникальный полуостров, который является одной из богатейших территорий на планете по рекреационным и природным ресурсам.

Ледники и вулканы, минеральные и термальные источники, легендарная Долина гейзеров и не тронутая цивилизацией в большинстве мест фауна и флора являются основой для развития туризма: экологического и экстремального, пешеходного и конного, горнолыжного и альпинизма, организации морских круизов, наблюдений за дикими животными в естественной среде обитания.

Туристский продукт, предлагаемый представителями отрасли на Камчатке, очень разнообразен: от отдыха с насыщенной экскурсионной программой до эксклюзивных туров.

По данным на 2018 год, в туристической отрасли края работают 69 туроператоров, 208 компаний-агентов. Эти показатели относительно стабильны в течение последних нескольких лет. Показатели по объемам туристской инфраструктуры благодаря росту инвестиций в последние годы, продолжают прирастать. В прошлом году на Камчатке открылось 17 новых коллективных средств размещения (по итогам 2018 года число КСР -134), число койко-мест увеличилось на 600 (до 6 175). Открыты 4 новых пункта общественного питания (всего 2 014 пунктов). Всего в отрасли гостеприимства сегодня работают около 6 000 человек (рост к 2017 году составил +200).

С 2014 года на Камчатке сохраняется положительная динамика по турпотоку. В 2018 году Камчатский край посетили 215 485 туристов, в том числе 25 418 иностранных граждан. Причём, 2018 год стал рекордным за последние 5 лет по количеству туристов из-за границы -  прирост составил 82,5 %, в основном, - за счет круизного направления. Число туристов, прибывших в край на морских лайнерах, увеличилось вдвое. Наибольший интерес к Камчатке проявляют туристы из США, Китая, Германии, Австралии и Японии. Значительное число туристов прибывает из Республики Корея, а также с Филиппин, из Великобритании, Канады, Франции, Швейцарии.

С 1 сентября 2018 года осуществляется упрощенный порядок въезда иностранных граждан на территорию Камчатского края по электронным визам через пункты пропуска (морской порт Петропавловск-Камчатский) и воздушный (международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово).

В последние годы в Камчатском крае активно развивается инфраструктура туризма. В Петропавловске-Камчатском возводятся современные отели, планируется строительство нового международного терминала в главном аэропорту полуострова, обустраиваются туристские базы и кемпинги, приюты, стоянки и стационарные лагеря. Правительством Камчатского края разработан порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере туризма. В рамках особых налоговых режимов – ТОР и Свободный порт Владивосток – инвесторы в настоящее время реализуют инвестиционные проекты в сфере туризма на сумму около 6,5 млрд рублей.

Реализации туристских проектов и программ на территории полуострова, укреплению материально-технической базы и развитию инфраструктуры, продвижению туристских возможностей Камчатского края на международном и внутреннем рынках способствуют Камчатский туристический портал www.visitkamchatka.ru и АНО «Камчатский туристский информационный центр».

 

2.7. Сельское хозяйство

Сельское хозяйство Камчатского края – обеспечивающая отрасль, направленная на удовлетворение потребностей населения края в сельскохозяйственной продукции высокого качества: продукцией растениеводства (картофель и овощи открытого грунта) в полном объеме, продукцией животноводства (молоко, яйцо, мясо) – частично.

Сельскохозяйственное производство Камчатского края функционирует в сложных природных и экономических условиях, обусловленных особенностями климата, географическим положением, удалённостью от других регионов России.

В сельской местности Камчатского края на начало 2019 года проживало 67,96 тыс. человек (21,6 % от общей численности населения Камчатского края).

В Камчатском крае производством сельскохозяйственной продукции занимаются 67 сельскохозяйственных организаций различных форм хозяйствования, 166 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей и около 23,65 тыс. личных подсобных хозяйств граждан. Также в регионе осуществляют хозяйственную деятельность 9 оленеводческих предприятий различных организационно-правовых форм собственности.

Выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями (сельхозорганизациями, хозяйствами населения, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами) за 2018 год составил 8 249,2 млн рублей, что в сопоставимой оценке составляет 102,1 % к уровню 2017 года.

Животноводство Камчатского края представлено молочным скотоводством, свиноводством, яичным птицеводством и оленеводством – традиционной отраслью природопользования коренных малочисленных народов края. Приоритетная цель в области животноводства – обеспечение детских учреждений и учреждений социальной сферы диетической продукцией местного производства.

На начало 2019 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составило 9,5 тыс. голов, что на 5,4 % ниже уровня 2017 года, в т.ч. коров – 4,2 тыс. голов (-0,2 %),   свиней – 25,0 тыс. голов (+39,3 %),  овец и коз – 3,0 тыс. голов  (-1,2 %), поголовье северных оленей составляет 42,0 тыс. голов (-9,6%); птицы – 247,0 тыс. голов (-13,1 %).

В 2018 году производство молока составило 20,8 тыс. тонн (+12,9 % к 2017 году), яиц – 54,1 млн штук (+1,2 % к 2017 году), мяса в живом весе – 7,3 тыс. тонн (+12,0 % к 2017 году).

Растениеводство Камчатского края – основной блок сельскохозяйственного производства, его продукция обеспечивает кормовую базу для животноводства.

В 2018 году валовый сбор продукции растениеводства составил: картофеля - 35,6 тыс. тонн, что на 2,5 % ниже уровня 2017 года; овощей открытого и защищенного грунта – 11,13 тыс. тонн (77,7 % к 2017 году); зерна – 0,12 тыс. тонн, что на 72 тонны ниже уровня 2017 года.

За последние три года наблюдается устойчивая тенденция роста объема производства комбикормов, что является следствием роста основных отраслей-потребителей – свиноводства, молочного животноводства и птицеводства. По итогам 2018 года ОА «Камчатская мельница» произведено 26,7 тыс. тонн комбикормов, что на 13,2 % больше, чем за прошлый год.

Реализация мероприятий государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 523-П», инвестиционных проектов позволили увеличить за 2014-2018 годы долю самообеспечения региона:

- по мясу и мясопродуктам с 14 % до 21 % (увеличение на 7 %);

- по молоку и молокопродуктам с 31 % до 46 % (увеличение на 15 %);

- по яйцу с 67 % до 81 % (увеличение на 14 %).

В 2018 году ООО «Агротек» завершено строительство корпуса № 2 свинокомплекса на 36 000 голов. Завершается строительство корпуса № 3.

Завершена реконструкция убойного цеха в УМП ОПХ «Заречное» по приему и убою свиней у населения.

Получено положительное заключение по проектной документации инвестиционного проекта «Строительство нового высокотехнологичного животноводческого комплекса на 1 199 голов» УМП ОПХ «Заречное», в настоящее время завершается работа над бизнес-планом.

В декабре 2018 года завершена модернизация единственного в регионе комбикормового завода АО «Камчатская мельница». С запуском нового объекта предприятие намерено увеличить объемы производства, обеспечив все сельхозпредприятия Камчатского края бесперебойным снабжением комбикормами высокого качества. Мощность новой линии рассчитана на 120 тыс. тонн в год. Введена в эксплуатацию новая линия по производству соевого жмыха, являющегося одним из компонентов комбикорма. За 2018 год предприятием произведено 8,2 тыс. литров соевого рафинированного масла.

Продолжается предоставление социальных выплат на приобретение жилья. В 2018 году выдано 40 свидетельств на строительство (приобретение) жилья, в том числе 20 свидетельств выдано молодым семьям и молодым специалистам. Объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, по итогам 2018 года составил 2,6 тыс. кв. метров, в том числе для молодых семей и молодых специалистов – 1,3 тыс. кв. метров.

В целях привлечения в агропромышленный комплекс новых кадров и повышения престижа сельскохозяйственного труда на постоянной основе проводится мероприятия, приуроченные к профессиональному празднику «День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности»: «Лучший по профессии среди операторов по искусственному осеменению крупного рогатого скота», «Лучший кондитер 2018» и др.

Помимо проведения культурно-массовых мероприятий, в 2018 году осуществлен выпуск журнала «Будни Камчатского села» тиражом 999 экземпляров, а также изготовлена видеофильмы «Об Агропромышленном комплексе Камчатского края».

 

2.8. Строительство

В Камчатском крае на начало 2019 года зарегистрирована 1 151 строительная организация различных форм собственности. По итогам 2018 года индекс физического объема строительства составил 78,7 %, объем выполненных работ – 22,5 млрд рублей.

Производственные мощности проектных, строительных и изыскательских организаций объективно сконцентрированы в Петропавловск-Камчатском городском округе и Елизовском городском поселении.

В 2018 году в Камчатском крае построено 205 жилых домов (314 квартир). Площадь введенного жилья составила 35,5 тыс. кв. метров.

В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Камчатском крае» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края на 2014-2018 годы» в 2018 году свои жилищные условия улучшили 45 семей, в том числе 1 многодетная семья. Ими приобретено 2 475,5 кв. метров жилья на сумму финансовой поддержки 32,9 млн. рублей.

В 2018 году в рамках мероприятий подпрограммы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов жизнеобеспечения в Камчатском крае» введено в эксплуатацию 2 жилых дома на 65 квартир в г. Елизово общей площадью 5,7 тыс. кв. м.

В рамках подпрограммы «Переселение граждан из аварийных жилых домов и непригодных для проживания жилых помещений» в 2018 году введены 2 многоквартирных жилых дома: 40-квартирный жилой дом в с. Мильково, в который переселено 97 граждан; 12-квартирный жилой дом в Ключевском сельском поселении, в который переселено 20 граждан.

В рамках реализации мероприятий государственной программы Камчатского края «Развитие образования в Камчатском крае» введен в эксплуатацию детский сад на 260 мест по ул. Ларина в г. Петропавловске-Камчатском.

В рамках реализации государственной программы Камчатского края «Развитие культуры в Камчатском крае» в 2018 году после капитального ремонта гарнизонный дом офицеров перепрофилирован в «Дворец молодежи».

 

2.9. Транспортная инфраструктура

В Камчатском крае транспортная инфраструктура представлена водным, воздушным и автомобильным видами транспорта. Расстояние до ближайших крупных морских портов и аэропортов составляет соответственно 2 500 км (Владивосток) и 1 700 км (Хабаровск).

Морским транспортом осуществляется перевозка всех видов продовольствия, материально-технического снабжения, топлива.

Авиационный транспорт обеспечивает пассажирские и грузовые межмуниципальные и межрегиональные перевозки.

Автомобильный транспорт выполняет перевозки грузов и пассажиров в Петропавловске-Камчатском, Вилючинском городских округах, обеспечивает межмуниципальные перевозки в Быстринском, Елизовском, Мильковском, Тигильском, Усть-Большерецком и Усть-Камчатском муниципальных районах, в городском округе «п. Палана».

Железнодорожное сообщение на территории края отсутствует.

 

Морской транспорт

Предприятия морского транспорта являются важнейшим звеном транспортного комплекса Камчатского края. Завоз основной массы грузов на территорию края осуществляется из морских портов Приморского края через морской порт, расположенный в г. Петропавловске-Камчатском. Морской порт Петропавловск – Камчатский обеспечивает переработку не только каботажных грузов и экспортно-импортных грузов. В границы морского порта Петропавловск-Камчатский входят 13 участков, расположенных в портовых пунктах на побережье полуострова Камчатка. Предприятия морского транспорта, расположенные в границах порта Петропавловска-Камчатского перерабатывают более 2,5 млн тонн грузов в год, в том числе около 300 тысяч тонн рыбопродукции, более 350 тысяч тонн экспортно-импортных грузов.

Ведущее положение среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по транспортной обработке грузов в регионе занимает ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт». Основными международными направлениями морских сообщений являются: Республика Корея, Япония, Китай, США, Канада.

Наиболее крупной судоходной компанией в Камчатском крае является ООО «Камчатское морское пароходство», имеющее в своем составе 8 морских судов.

С 2014 года возобновлены пассажирские перевозки водным транспортом в межмуниципальном сообщении на грузопассажирском судне «Василий Завойко».

В целях развития водного транспорта в регионе в 2019 году осуществлена поставка двух грузопассажирских барж, которые будут задействованы для работы в режиме паромной переправы и рейдовой разгрузки на необорудованный берег, два судна из них предназначено для перевозки до 25 пассажиров или 40 тонн грузов. Кроме того, для развития пассажирских перевозок водным транспортом в муниципальных районах в 2018 году поставлено одно из трёх судов на воздушной подушке, остальные два планируются к поставке до конца 2019 года. Данные суда способны перевозить до 26 пассажиров (Нептун-23) и 12 пассажиров (Нептун-15).

В 2017 году введен в эксплуатацию Морской вокзал в морском порту Петропавловск-Камчатский. Новое здание морского вокзала рассчитано на одновременное обслуживание 200 пассажиров, оборудовано зоной таможенного контроля и пунктом пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Приоритетными проектами в сфере морского транспорта являются реконструкция причалов в морском порту Петропавловск-Камчатский, обновление флота региона, развитие морских грузопассажирских линий по побережью полуострова Камчатка, а также морских пассажирских перевозок между морскими портами Дальневосточного федерального округа.

Основными задачами проектов является стимулирование внутреннего и внешнего спроса на пассажирские и грузовые перевозки, создание современного грузопассажирского флота, совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры региона.

 

Авиационный транспорт

Авиационный транспорт выполняет важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность и осуществление функции географической связанности районов Камчатского края.

Авиатранспортная система Камчатского края состоит из международного аэропорта федерального значения «Петропавловск-Камчатский» и сети аэропортов местных воздушных линий, расположенных в населенных пунктах Камчатского края.

Аэропорт «Петропавловск-Камчатский» (Елизово) – единственный на Камчатке, способный принимать все типы воздушных судов и обеспечивающий функционирование регулярных авиапассажирских и грузовых перевозок всех видов: международных, межрегиональных и местных.

На территории Камчатского края в государственном реестре зарегистрированы 12 аэродромов местных воздушных линий (МВЛ), 4 вертодрома, 10 посадочных площадок.

В настоящее время на территории Камчатского края основными перевозчиками пассажиров и грузов являются: АО «Камчатское авиационное предприятие» и ООО АК «ВИТЯЗЬ-АЭРО».

Управление воздушным движением и радиотехническое обеспечение полетов в воздушном пространстве Камчатского края осуществляет ФГУП «Госкорпорация по ОрВД в Российской Федерации» филиал «Камчатаэронавигация».

На межмуниципальных маршрутах края эксплуатируются 6 типов воздушных судов (далее – ВС), из них 4 типа самолетов (Як-40, Л-410, Ан-28, Ан-26) и 2 типа вертолетов (Ми-8Т, Ми-МТВ). Общий парк ВС насчитывает 45 единиц. Самолетный парк составляет 14 единиц, вертолетный – 31 единицу.

Сеть аэропортов местных воздушных линий обслуживается федеральным казенным предприятием «Аэропорты Камчатки». В рамках модернизации сети аэропортов на территории Камчатского края завершено строительство взлётно-посадочной полосы в аэропорту «Палана». Ведутся работы по строительству аэропорта «Оссора», с реконструкцией взлётно-посадочной полосы.

В целях развития аэропортовой сети Камчатского края, в соответствии с Перечнем поручений Президента от 26.07.20017 № Пр-1449, а также решением Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона от 28.11.2017 № 1 проведена работа по включению в Государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы» мероприятий по строительству (реконструкции) аэропортов: Никольское, Тигиль, Усть-Хайрюзово, Усть-Камчатск, Соболево, Мильково.

В целях повышения качества обслуживания пассажиров, безопасности и доступности пассажирских перевозок авиационным транспортом запланировано строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово). Для реализации данного проекта в 2017 году подписано инвестиционное соглашение с АО «УК «Аэропорты Регионов», в рамках которого предусмотрено строительство нового пассажирского терминала, расширение перрона, строительство иных объектов аэропортового комплекса.

Аэропортовый комплекс в Петропавловске-Камчатском будет включать в себя терминал, гостиницу, бизнес-центр и торговые площадки. Это будет сделано в рамках единой архитектурной концепции и займет площадь примерно 35 тысяч квадратных метров. Завершить строительство планируется к 2021 году. 

 

Автомобильный транспорт

В Камчатском крае перевозка пассажиров автомобильным транспортом осуществляется на 46 городских, 23 пригородных и 5 междугородних маршрутах. В 2018 году автомобильным транспортом общего пользования перевезено 44,6 млн пассажиров по сравнению с 2017 годом количество перевезенных пассажиров снизилось на 11,8%.

Сформировавшаяся сеть автомобильных дорог в Камчатском крае имеет незавершенный характер и не обеспечивает круглогодичного автотранспортного сообщения наиболее развитых в экономическом отношении южных и центральных районов края с его северной частью.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования Камчатского края (включая данные муниципальных образований) составляет 3 060,8 км, из них:

- федерального значения – 38 км;

- регионального значения – 1 843,71 км;

- автомобильные дороги и улично-дорожная сеть местного значения –
1 179,07 км.

Согласно статистической отчетности суммарная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 2 143 километра.

В целях реализации единой транспортной стратегии Камчатского края в 2019 году в рамках государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае» Подпрограммы 1 «Развитие дорожного хозяйства» реализованы следующие мероприятия:

  • реконструкция автомобильной дороги Петропавловск-Камчатский - Мильково на участке км 208 - км 219;
  • реконструкция автомобильной дороги Петропавловск-Камчатский - Мильково на участке км 220 - км 230;
  • реконструкция автомобильной дороги Елизово - Паратунка на участке мостового перехода через реку Половинка, 2 этап - Берегоукрепление, устройство освещения на набережной;
  • строительство объекта «Магистраль общегородского значения от поста ГАИ до ул. Академика Королева с развязкой в микрорайоне Северо-Восток в г. Петропавловске-Камчатском (участок дороги от ул. Ларина до ул. Академика Королева)».

Продолжаются работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог:

  • строительство автозимника продленного действия Анавгай - Палана на участке км 0 - км 16;
  • реконструкция автомобильной дороги Петропавловск-Камчатский - Мильково на участке км 181 - км 195;
  • реконструкция автомобильной дороги Петропавловск-Камчатский - Мильково на участке км 195 - км 208;
  • реконструкция автомобильной дороги Начикинский совхоз – Усть-Большерецк – п. Октябрьский с подъездом к пристани Косоево – колхоз им. Октябрьской революции 0 – 107,2 км на участке км 0 – км 5;
  • реконструкция автомобильной дороги Петропавловск - Камчатский – Мильково на участке км 12 – км 17 с подъездом к федеральной дороге 1 этап;
  • строительство объекта «Автомобильная дорога по ул. Ларина с устройством транспортной развязки и водопропускными сооружениями» (участок от ул. Ларина до конца жилой застройки).

В рамках реализации подпрограммы «Благоустройство территорий муниципальных образований в Камчатском крае», государственной программы Камчатского края «Формирование современной городской среды в Камчатском крае» в 2019 году направленно 873, 75 млн рублей в том числе: 740,7 млн рублей – краевой бюджет, 133,1 млн рублей – местный бюджет.

В рамках данной программы в 2019 году выполнены работы по ремонту улично-дорожной сети в 14 муниципальных образованиях Камчатского края общей площадью более 200 000 м2, произведен ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильных дорог, внутриквартальных проездов и придомовых территорий, выполнено устройство новых и ремонт существующих тротуаров, устройство стоянок и парковок автотранспортных средств, оборудование технически средствами, влияющими на безопасность дорожного движения.

В целях реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Камчатском крае разработаны и успешно реализуются региональные проекты:

1. «Дорожная сеть Камчатского края»;

2. «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства Камчатского края»;

3. «Безопасность дорожного движения в Камчатском крае».

Региональный проект «Дорожная сеть Камчатского края».

Общий размер федерального финансирования на весь период реализации (2019 - 2024 годы) составляет 3 496,7 млн рублей, в том числе:

- на увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям с 41,6 % до 50 % в их общей протяженности – 1 498,7 млн рублей;

- на увеличение доли дорожной сети Петропавловск-Камчатской городской агломерации, находящейся в нормативном состоянии, с 45 % до 85 % в их общей протяженности – 1 998 млн рублей.

На период реализации запланировано проведение ремонтов протяженностью:

- на автомобильных дорогах регионального значения - 178 км;

- улично-дорожной сети агломерации - 44 км.

Региональный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства Камчатского края».

Для достижения в 2019 году целевых показателей, связанных с контрактами на принципах жизненного цикла и применения новых технологий и материалов, заключен государственный контракт по ремонту и содержанию автомобильной дороги с переходным типом покрытия Петропавловск-Камчатский - Налычево протяжённостью 5 км, где предусмотрено применение габионов для устройства оголовков водопропускных труб, данная технология включена в Реестр новых и наилучших технологий, при целевом показателе 10 % достижение составляет 33 %.

Также в настоящее время за счет средств краевого бюджета ведутся работы по установке камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах регионального значения в количестве 5 штук, что в полной мере позволяет достичь целевой показатель «Количество стационарных камер на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального, местного значения». В 2019 году количество камер фотовидеофиксации составило 32 единицы или 119 % от базового значения 2018 года – 27 единиц.

Региональный проект «Безопасность дорожного движения
в Камчатском крае»

Целевым показателем, установленным для регионального проекта «Безопасность дорожного движения в Камчатском крае» (далее – Региональный проект) который необходимо достичь к 2024 году, является «Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях» в количестве 4 человека на 100 тысяч населения.

Согласно паспорту Регионального проекта, в 2019 году значение данного показателя должно соответствовать не более 17 человек на 100 тысяч населения. По состоянию на 15.11.2019 показатель смертности населения в дорожно-транспортных происшествиях (социальный риск) в Камчатском крае составляет 15 человек на 100 тыс. населения.

Достижение целевого показателя Регионального проекта осуществляется за счет комплексной работы в рамках действующих государственных программ Камчатского края, содержащих более половины мероприятий, предусмотренных федеральным проектом «Безопасность дорожного движения».