Изменения в законодательстве не меняют обязанности очищать территории муниципальных образований от отходов

3 марта 2016

         В краевую экологическую инспекцию обращаются граждане и организации по вопросу вывоза с территорий муниципальных образований, государственная собственность на которые не разграничена (контейнерные площадки, «мертвые зоны») различных отходов. Поводом к ним послужили изменения в законодательстве в области обращения с отходами, вступившими в силу с Нового года.

      «Действительно с 1 января 2016 года, - дал пояснения Валерий Симаков, руководитель инспекции, - организация деятельности по сбору, транспортированию, утилизации твердых коммунальных отходов возложена на субъекты Российской Федерации. Такая работа должна быть организована в рамках региональных программ и региональных территориальных схем в области обращения с отходами, деятельности региональных операторов и операторов. Указанным документами также должна быть организована работа по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения иных отходов. Финансирование на эти цели будет поступать из федерального бюджета за счет экологического сбора.

        Учитывая, со слов указанного руководителя, что для реализации приведенного порядка требуется принять свыше 10 федеральных нормативных правовых актов, на уровне субъектов Российской Федерации - свои нормативные правовые акты (в Камчатском крае – 27), федеральным законодательством установлен «переходный период» - до 1 января 2017 года, когда действуют существующие тарифы и тот же механизм распределения бюджетных средств всех уровней.

       «Что касается органов местного самоуправления, - продолжил Валерий Симаков, - их полномочия сменились на участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, утилизации отходов твердых бытовых отходов.   

         Также они обязаны продолжить очистку своих территорий, государственная собственность на которые не разграничена, от несанкционированных свалок, как из твердых коммунальных отходов, так и от иных отходов (покрышки, кузова транспортных средств, строительные отходы и так далее)».

        По информации руководителя инспекции, такая обязанность установлена рядом статей федерального законодательства, которые действовали, продолжают действовать и будут действовать и после «переходного периода»:

        1) ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»: распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

        2) п.10 ст. 3, п.2 ч. 1 ст.13,  в разделах 2, 8  ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации от  25.10.2001 № 136-ФЗ: 1) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления; 2) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, не допускать захламления почв;

       3) ч. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ: отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации;

          4) ч. 1 ст. 13 Закона № 89-ФЗ: территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

          5) законами Камчатского края и уставами муниципальных образований по установлению их границ, например, для Петропавловск-Камчатского городского округа:

         -  Закон Камчатской области от 20.10.2004 № 220 «О наделении Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования статусом городского округа и об установлении границ Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – Закон № 220-КК): Петропавловск-Камчатское городское муниципальное образование наделено статусом городского округа и установлены границы Петропавловск-Камчатского городского округа согласно приложению к настоящему Закону.

       - ч. 1 ст. 2 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа: границы Петропавловск-Камчатского городского округа установлены Законом    № 220-КК и определяют территорию г. Петропавловска-Камчатского, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.

      «Таким образом, - подвел итоги Валерий Симаков, - в крае именно администрации муниципальных образований - не субъект Российской Федерации – Камчатский край  - в границах муниципальных образований обязаны осуществлять властные полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе непосредственно участвовать в деятельности по сбору, транспортированию, утилизации иных отходов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (контейнерные площадки, «мертвые зоны») путем заключения договоров с  управляющими компаниями, организациями или через свои муниципальные учреждения и предприятия».