24 мая 2022 года проведено заседание Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации ФС РФ на тему "Актуальные вопросы финансового обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления".

21 июля 2022

Заслушав и обсудив доклады и выступления членов Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее- Совет) и других участников заседания на тему "Актуальные вопросы финансового обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления", Совет отметил следующее:

1. Рекомендовать профильным комитетам Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: уделять приоритетвое внимание проектам федеральных законов, направленных на повышение финансового потенциала муниципальных образований и совершенствование механизмов финансового обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) в рамках совершенствования финансовых основ функционирования местного самоуправления в единой системе публичной власти рассмотреть возможность: инвентаризации, определения правового режима осуществления и финансового обеспечения предусмотренных отраслевыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами полномочий органов местного самоуправления по вопросам, не относящимся к вопросам местного значения; проведения с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при наличии необходимых исходных данных, оценки расходов бюджетов, необходимых для исполнения в полном объеме расходных обязательств муниципальных образований, и формирования модели разграничения доходных источников в целях обеспечения финансирования полномочий органов местного самоуправления; создания общедоступного информационного ресурса, содержащего реестр полномочий органов местного самоуправления, включающий реестр расходных обязательств муниципальных образований; расширения образований по прав представительных органов муниципальных определению элементов налогообложения по налогам, взимаемым в рамках специальных налоговых режимов, поступления от которых зачисляются в местные бюджеты;установления сроков уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом; зачисления в местные бюджеты части поступлений от единого налогового платежа физического лица, перечисляемого в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц;
2) уделить приоритетвое внимание подготовке и внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации разработанного Министерством финансов Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленного на совершенствование межбюджетных отношений и создание финансовых стимулов для развития инфраструктуры в городских агломерациях, повышение их роли в качестве территорий опережающего развития и точек экономического роста;
З) рассмотреть возможность корректировки порядка распределения поступлений от налога на доходы физических лиц между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в части: зачисления налога на доходы физических лиц с сумм пособий по временной нетрудоспособности по месту нахождения работодателя (его обособленного подразделения ), выступающего страхователем по обязательному социальному страхованию; зачисления налога на доходы физических лиц с заработной платы работников налоговыми агентами, являющимися индивидуальными предпринимателями, по месту ведения ими хозяйственной деятельности;
4) рассмотреть вопрос о доработке порядка уплаты налога на профессиональный доход в части идентификации муниципального образования, в котором осуществляется профессиональная деятельность плательщика, в целях обеспечения технической возможности установления субъектами Российской Федерации нормативов отчислений от налога на профессиональный доход в местные бюджеты.
3. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации:
1) при определении размера дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации учитывать средства, необходимые в целях компенсации местным бюджетам выпадающих доходов, возникших в связи с принятнем решений на федеральном уровне;
2) при доработке проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" рассмотреть вопрос о закреплении механизма получения финансовыми органами муниципальных образований по их запросам информации обо всех исто~шиках поступлений в местные бюджеты в связи с отменой обязанности Федерального казначейства представлять такие сведения;
3) рассмотреть возможность совершенствования порядка предоставления межбюджетных трансфертов в части: исключения дотаций, представляемых в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований, из числа дотаций, учитываемых при определении доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в доходах местных бюджетов, величина которой влечет применение ограничительных мер, предусмотренных статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации; наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом предоставлять местным бюджетам субсидии в целях решения вопросов, которые не относятся к вопросам местного значения, но которые органы местного самоуправления вправе решать в соответствии с федеральными законами;
4) рассмотреть вопрос о предоставлении субъектам Российской Федерации субсидий в целях частичного возмещения затрат на реализацию установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований по обеспечению пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, санитарных правил и норм муниципальных организаций образования, культуры и спорта.
4.Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной службе государственной статистики:
1) рассмотреть вопрос о корректировке федерального плана статистических работ в части расширения перечия собираемой и анализируемой статистической информации, характеризующей состояние экономики муниципальных образований;
2) усилить роль муниципальной статистики в формировании официальных статистических данных.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) расширить практику предоставления бюджетам муниципальных образований межбюджетных трансфертов стимулирующего характера, в том числе:
по результатам оценки деятельности органов местного самоуправления;
по развитию экономики и увеличению собственной доходной базы бюджетов;
по реализации инвестиционных проектов в объемах, дополнительно поступивших в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от реализуемых на территории муниципальных образований инвестиционных проектов;
2) рассмотреть вопрос об установлении дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе с учетом результатов работы органов местного самоуправления по расширению налоговой базы по данному налогу;
3) рассмотреть вопрос о том, чтобы при расчете налогового потенциала в целях распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований не учитывать рост валогооблагаемой базы муниципального образования выше, чем в среднем по субъекту Российской Федерации;
4) в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов рассмотреть вопрос об установлении нормативов отчислений в местные бюджеты от платы за негативное воздействие на окружающую среду и иных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;
5) содействовать освещению в региональных средствах массовой информации лучших муниципальных практик, в том числе практик управления муниципальным имуществом и муниципальными финансами, стимулирования инвестиционной активности;
6) совместно с органами местного самоуправления принимать активное участие в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также полномочий органов местного самоуправления, на официальном сайте www.regulation.gov .ru в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия;
7) при разработке государственных программ субъектов Российской Федерации, предполагающих необходимость разработки органами местного самоуправления проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов, предусматривать возможность разработки такой документации за счет средств регионального бюджета или с условием софинансирования из регионального и местного бюджетов.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления:
1) принимать собственные меры для повышения доходной базы местных бюджетов, в том числе: повышать эффективность администрирования доходов местных бюджетов; активизировать работу по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов;
2) расширить практику использования инструментов муниципальночастного партнерства в целях стимулирования инвестиционной активности на территориях муниципальных образований;
3) шире использовать механизмы межмуниципального сотрудничества в целях консолидации ресурсов при решении вопросов местного значения в интересах населения.
7.Рекомендовать Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления:

1) продолжить работу по изучению и тиражированию лучших муниципальных практик управления муниципальным имуществом и муниципальными финансами, стимулирования инвестиционной активности муниципальных образований;
2) оказывать содействие органам местного самоуправления при разработке собственных мер, направленных на повышение доходной базы местных бюджетов;
3) способствовать проведению обучающих мероприятий для должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами.