В Государственной Думе состоялся "круглый стол" по вопросам мониторинга применения законодательства о противодействии коррупции

20 ноября 2018

16 ноября в Государственной Думе состоялось заседание "круглого слола" на тему "Мониторинг практики применения Федерального закона от 3 апреля 2017 г. № 64-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции". Проблемы и пути их решения в свете реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы", организованного Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции и Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Со вступительным словом выступил председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.  

В. Пискарев сослался на статистику Следственного комитета, согласно которой до принятия законопроекта ежегодно на уровне местной власти привлекались к ответственности из-за коррупционных преступлений 250-300 человек. Сейчас это число сократилось до 150 человек.

Зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный напомнил, что сейчас в России принято уже более 100 нормативно-правовых актов в сфере борьбы с коррупцией. Для сравнения – в первые 15 лет постсоветского времени было принято только 9 антикоррупционных нормативно-правовых актов. «В частности, усилили карательную деятельность – дача взятки теперь наказывается 15 годами лишения свободы. Появилось декларирование доходов, а позже и расходов. Контроль соответствия расходов доходам ведется на всех этажах власти. Меры применяются вплоть до конфискации имущества, если чиновник не может объективно объяснить его появление», – сказал он.

Сейчас в России принято уже более 100 нормативно-правовых актов в сфере борьбы с коррупцией

Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что и дальше надо совершенствовать антикоррупционное законодательство. Так, директор департамента госполитики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты РФ Дмитрий Баснак предложил адаптировать нормы антикоррупционного законодательства к потребностям страны. «Сложности в том, что у нас большая страна, большая специфика, многообразие. Конечно, нормами закона сделать подходящий абсолютно для всех вариант будет непросто. Может быть, нам подумать о каких-то модельных актах или разъяснениях, которые могли бы содержать несколько вариантов антикоррупционной работы», – заявил он.

В своем выступлении председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления А.Н.Диденко отметил, что депутаты всех уровней (федерального, регионального, местного) имеют равный политико-правовой статус, а следовательно, должны иметь единые ограничения, обязанности и запреты, и, что более важно, санкции за их неисполнение должны быть одинаковы.

Также А.Н.Диденко высказал позицию о  необходимости обсуждения вопроса об отмене обязанности представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей для депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе, или введении нормы, позволяющей им подавать сведения в упрощенном порядке, например, декларировать только крупные сделки после их совершения, не отчитываться каждый год, а направлять сведения по мере их изменения.

По мнению А.Н.Диденко и участников «круглого стола» необходима дифференциация коррупционных правонарушений для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, прежде всего по степени вреда, нанесенного публичным интересам, и наличия умысла, а также необходимо предусмотреть иные меры ответственности помимо лишения их полномочий (дисциплинарной, административной).

Однако, вопрос о привлечении депутатов муниципальных образований к дисциплинарной ответственности, является дискуссионным, так как они не состоят в трудовых отношения.

На заседании «круглого стола» выступили:

Председатель   Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного   самоуправления ДИДЕНКО Алексей   Николаевич
Заместитель председателя   Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции ВЫБОРНЫЙ   Анатолий Борисович
Начальник Департамента организационно-аналитического обеспечения   Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия   коррупции КУЗЬМИН Евгений Анатольевич
Заместитель   начальника управления по надзору за исполнением законодательства о   противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации ЮСУФОВ Аслан Шихздаевич
Директор   Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной   службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты   Российской Федерации БАСНАК Дмитрий   Валерьевич
Первый заместитель председателя Комитета Государственной   Думы по безопасности и противодействию коррупции ВАЛЕЕВ Эрнест Абдулович
Член   Комитета Государственной Думы  по   федеративному устройству и вопросам местного самоуправления МАРКОВ  Андрей  Павлович
Директор правового департамента администрации Губернатора Архангельской   области и Правительства Архангельской области АНДРЕЕЧЕВ Игорь Сергеевич
Секретарь межведомственного Совета общественной безопасности Республики   Башкортостан КАСЬЯНОВ Алексей Анатольевич
Член   комиссии Общественной палаты Российской Федерации по жилищно-коммунальному   хозяйству, строительству и дорогам ДЗЮБА   Галина Юрьевна

С заключительным словом выступили председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления А.Н.Диденко и председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции В.И.Пискарев. Оба подчеркнули, что подобные мероприятия с выявлением мнения регионов и муниципальных образований необходимо проводить на постоянной основе, в том числе и выездного характера, чтобы мониторинг ситуации с правоприменением норм, а также при необходимости их коррекция,  были максимально эффективными.