Об итогах работы Главного правового управления Губернатора и Правительства Камчатского края по проведению правовых и антикоррупционных экспертиз, ведению регистра муниципальных правовых актов в 2016 году

13 февраля 2017

Главное правовое управление Губернатора и Правительства Камчатского края является уполномоченным органом по проведению правовой, антикоррупционной экспертизы и ведению муниципального регистра муниципальных нормативных правовых актов в Камчатском крае

Главное правовое управление Губернатора и Правительства Камчатского края (далее – Главное правовое управление) является уполномоченным органом по проведению правовой, антикоррупционной экспертизы и ведению муниципального регистра муниципальных нормативных правовых актов в Камчатском крае в рамках реализации Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 201 «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов в Камчатском  крае» (далее – Закон Камчатского края от 19.12.2008 № 201).

         В 2016 году в Главное правовое управление для внесения в регистр муниципальных нормативных правовых актов в Камчатском крае  (далее – Регистр) поступило 8 699  муниципальных нормативных правовых актов (далее – акт), принятых органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае. Из них в базу данных Регистра внесено  6 700 актов.

Согласно данным официального сайта: Zakon.Scli.ru, Камчатский край  продолжает занимать 4-ое место по числу актов, внесенных в базу данных федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов среди субъектов Дальневосточного  Федерального  округа.

  В отчетном периоде проведено 336 правовых экспертиз муниципальных правовых нормативных актов, в том числе, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

         В результате проведенных правовых экспертиз установлено, что наиболее распространенными нарушениями при издании актов органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, по-прежнему, являются: несоответствие актов федеральному законодательству;  законодательству Камчатского края; уставу муниципального образования.

         К наиболее типичным коррупциогенным факторам при издании актов органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае относятся:

  1. принятие акта за пределами компетенции (например, представительный орган принимает акты, которые правомочен принимать только исполнительно - распорядительный орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования);

  2. отсутствие либо неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

  3. выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц).

При проведении анализа актов,  направляемых главами муниципальных образований в Камчатском крае для включения в Регистр, выявлены следующие наиболее часто встречающиеся нарушения:

  1. предоставление актов, не обладающих признаками нормативности (наиболее часто встречается в актах, направляемых главой Олюторского муниципального района, сельского поселения «село Тиличики» Олюторского муниципального района);

  2. отсутствие приложений к актам в бумажном виде и в электронном носителе (периодически встречается в актах, направляемых главами всех муниципальных образований);

  3. непредоставление дополнительных сведений (периодически в актах, направляемых главами всех муниципальных образований);

  4. нарушение Требований к электронному виду предоставляемых актов, установленных  приказом Аппарата Губернатора и Правительства Камчатского края от 08.07.2013 № 325-П «Об утверждении требований к электронному виду представляемых муниципальных нормативных правовых актов и дополнительных сведений о них, указанных в пунктах 1-5, 7 части 2 статьи 6 Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 201 (периодически в актах, направляемых главами всех муниципальных образований).

      По результатам выявленных в ходе проведения экспертиз нарушений, а также в целях разъяснения положений Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 201, в адрес глав муниципальных образований в Камчатском крае направлено 184 информационных письма.

         В связи с нарушениями главами муниципальных образований в Камчатском крае требований Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 201 Главным правовым управлением в органы прокуратуры Камчатского края направлено 97 информационных писем, в том числе, 16 из них для принятия мер прокурорского реагирования в отношении отдельных  глав муниципальных образований в Камчатском крае.

В целях оказания практической и консультативной помощи в Главном правовом управлении проведены обучающие занятия с разъяснениями положений Закона Камчатского края от 19.12.2008    № 201 с представителями муниципальных образований сельского поселения «село Тымлат», «село Карага» Карагинского муниципального района, а также Петропавловск-Камчатского городского округа.

В рамках оказания методической помощи, 25.11.2016 года Главным правовым управлением проведен семинар на тему: «О результатах проведенных антикоррупционных экспертиз и их проектов».

         Работа по оказанию практической и методической помощи, разъяснению положений Закона Камчатского края № 201 будет продолжена в 2017 году.