Об итогах работы Главного правового управления Губернатора и Правительства Камчатского края по проведению правовых и антикоррупционных экспертиз и ведению регистра муниципальных правовых актов в 2015 году

2 марта 2016

Главным правовым управлением Губернатора и Правительства Камчатского края проведен анализ состояния и результатов работы по проведению правовых и антикоррупционных экспертиз и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов в рамках реализации Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 201 «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов в Камчатском крае» (далее – Закон Камчатского края № 201), за период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года.

В анализируемый период времени в Главное правовое управление для внесения в регистр муниципальных нормативных правовых актов в Камчатском крае (далее – Регистр) поступило 8.761 муниципальных нормативных правовых актов (далее – акт), принятых органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае.

Из них в базу данных Регистра внесено 6.302 акта, дополнительно отработано без включения в базу данных Регистра 2.459 актов, из которых часть актов не являются нормативными, в связи с чем, не подлежат включению в Регистр.

Согласно данным официального сайта: Zakon.Scli.ru  Камчатский край по итогам 2015 года продолжает  занимать 4-ое место по числу актов, внесенных в базу данных федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов среди субъектов Дальневосточного  Федерального  округа  (с 2009 года по 31.12.2015 года внесено 36.438 актов).  В отчетном периоде всего проведено 325 правовых экспертиз муниципальных правовых нормативных актов, в том числе, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В результате проведенных правовых экспертиз установлено, что наиболее распространенными нарушениями при издании актов органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, по-прежнему, являются: несоответствие актов федеральному законодательству;  законодательству Камчатского края; уставу муниципального образования.

К наиболее типичным коррупциогенным факторам при издании актов органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае относятся следующие коррупциогенные факторы:

  1. принятие акта за пределами компетенции (например, представительный орган принимает акты, которые правомочен принимать только исполнительно - распорядительный орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования);
  2. отсутствие либо неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
  3. выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц).

При проведении анализа актов,  направляемых главами муниципальных образований в Камчатском крае для включения в Регистр, выявлены следующие наиболее часто встречающиеся нарушения:

  1. предоставление актов, не обладающих признаками нормативности (наиболее часто встречается в актах, направляемых главой Олюторского муниципального района);
  2. отсутствие приложений к актам в бумажном виде и в электронном носителе (периодически встречается в актах, направляемых главами всех муниципальных образований, наиболее часто – в актах, направляемых главами сельских поселений «село Пахачи», «село Апука», главами всех муниципальных образований Олюторского муниципального района);
  3. непредоставление дополнительных сведений (периодически в актах, направляемых главами всех муниципальных образований);
  4. нарушение Требований к электронному виду предоставляемых актов, установленных  приказом Аппарата Губернатора и Правительства Камчатского края от 08.07.2013 № 325-П «Об утверждении требований к электронному виду представляемых муниципальных нормативных правовых актов и дополнительных сведений о них, указанных в пунктах 1-5, 7 части 2 статьи 6 Закона Камчатского края № 201 (периодически в актах, направляемых главами всех муниципальных образований).

По результатам выявленных в ходе проведения экспертиз нарушений, а также в целях разъяснения положений Закона Камчатского края № 201, в адрес глав муниципальных образований в Камчатском крае направлено 199 информационных писем.

Вышеуказанная динамика свидетельствует об улучшении исполнительской дисциплины в органах местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в сфере соблюдения положений Закона Камчатского края № 201 в сравнении с 2014 годом.

Вместе с тем, отдельные главы муниципальных образований в Камчатском крае по-прежнему продолжают нарушать требования Закона Камчатского края № 201, в связи с чем, Главным правовым управлением в органы прокуратуры Камчатского края направлено 83 информационных письма, в том числе 18  - для принятия мер прокурорского реагирования.   Следует отметить, что, несмотря на неоднократные меры прокурорского реагирования, а также имеющиеся судебные решения (например, в отношении глав сельских поселений «село Вывенка», «село Хаилино»), главы ряда муниципальных образований Олюторского, Пенжинского, Тигильского, Соболевского  муниципальных районов  (сельские поселения Олюторского муниципального района: сельское поселение «село Пахачи», сельское поселение «село Средние Пахачи», сельское поселение «село Апука»; сельские поселения Пенжинского муниципального района: сельское поселение «село Каменское», сельское поселение «село Слаутное», сельское поселение «село Аянка», сельское поселение «село Таловка»; Крутогоровское сельское поселение Соболевского муниципального района; сельское поселение «село Хайрюзово» Тигильского муниципального района) систематически продолжают нарушать положения Закона Камчатского края № 201. По мнению Главного правового управления это, в том числе, связано с недостаточной технической оснащенностью и низкой квалификацией работников, обеспечивающих направление муниципальных нормативных правовых актов в Регистр. Однако это не освобождает глав муниципальных образований от ответственности и обязанности соблюдать требования федерального и регионального законодательства.

В целях оказания практической и консультативной помощи в первом полугодии 2015 года непосредственно в Главном правовом управлении проведены обучающие занятия с представителями муниципальных образований сельского поселения «село Тымлат» Карагинского муниципального района, «село Ковран» Тигильского муниципального района, Вулканного городского поселения Елизовского муниципального района, с разъяснением положений  Закона Камчатского края № 201 и требований по формированию и ведению Регистра.

Кроме этого, в целях оказания методической помощи, 02.12.2015 года Главным правовым управлением проведен обучающий семинар для представителей муниципальных образований в Камчатском крае на тему: «Совершенствование нормотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае».

Работа по оказанию практической и методической помощи, разъяснению положений Закона Камчатского края № 201 будет продолжена в 2016 году.

По итогам проверки деятельности Главного правового управления прокуратурой Камчатского края и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю по вопросам организации ведения муниципального регистра и проведения экспертиз в 2015 году  каких-либо нарушений и замечаний не выявлено

Настоящая информация направлена в адрес Министерства территориального развития Камчатского края, для сведения и учета в работе.

С.Н. Гудин

Главное правовое управление Администрации Губернатора Камчатского края