О результатах работы Главного правового управления Губернатора и Правительства Камчатского края по ведению регистра муниципальных правовых актов в Камчатском крае в 2019 году

17 января 2020

     Главным правовым управлением Губернатора и Правительства Камчатского края (далее – Главное правовое управление) проанализированы результаты работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов в Камчатском крае в рамках реализации Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 201 «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов в Камчатском  крае» (далее – Закон Камчатского края от 19.12.2008 № 201) за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в сравнении с аналогичным периодом 2018 года.

     За 12 месяцев 2019 года в Главное правовое управление для внесения в регистр муниципальных нормативных правовых актов в Камчатском крае  (далее – Регистр) поступил 8 861 (2018 г. - 8 843) муниципальный нормативный правовой акт (далее – акт), принятый органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, что на 18 актов больше, чем в 2018 году.  

     Из них, в базу данных Регистра внесено 5 973 акта (2018 г. – 113). Не внесено в базу данных Регистра 1 140 актов (2018 г. – 1 730), из которых часть актов не являются нормативными, в связи с чем, не подлежат включению в базу данных Регистра, а часть была направлена органами местного самоуправления повторно и уже ранее включена в Регистр.

     Согласно данным официального сайта Министерства юстиции РФ: http://pravo.minjust.ru Камчатский край по итогам 2019 года продолжает занимать 4-ое место по числу актов, внесенных в базу данных федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов среди субъектов Дальневосточного  федерального  округа  (1 место - Амурская область, 2 место – Хабаровский край, 3 место – Приморский край).

     В 2019 году в базу данных Регистра в качестве дополнительных сведений включено 263 акта прокурорского реагирования, внесенного в адрес глав муниципальных образований в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства (2018 г. – 225). Из них: 244 протеста (2018 г. – 210), 13 требований (2018 г. – 14). Кроме того, внесено 6 предложений органов прокуратуры (2018 г. – 1).  

     Также, в Регистр включено 4 решения суда (2018 г. – 2), 17 экспертных заключений по результатам проведенных экспертиз (2018 г. – 28).

     В 2019 году Главным правовым управлением проведено 369 правовых экспертиз муниципальных нормативных правовых актов (2018 г. – 353).

     Анализ результатов проведенных в 2019 году правовых экспертиз показал, что наиболее распространенными нарушениями при издании муниципальных нормативных правовых актов, как и ранее, являются несоответствие актов федеральному и региональному законодательству, а также уставам муниципальных образований.

     К наиболее типичным коррупциогенным факторам при издании органами местного самоуправления муниципальных образований нормативных актов в Камчатском крае относятся:

  1. принятие акта за пределами компетенции (например, представительный орган принимает акты, которые правомочен принимать только исполнительно - распорядительный орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования);
  2. отсутствие либо неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий, либо одного из элементов такого порядка.
  3. широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решений, наличие дублирующих полномочий органа местного самоуправления (должностных лиц);
  4. выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления или организаций (должностных лиц).

     Также, следует отметить наиболее часто встречающиеся нарушения:

  1. предоставление актов, не обладающих признаками нормативности (наиболее часто встречается в актах, направляемых главами всех муниципальных образований).
  2. отсутствие приложений к актам в бумажном виде и в электронном носителе (периодически встречается в актах, направляемых главами всех муниципальных образований);
  3. непредоставление дополнительных сведений (периодически в актах, направляемых главами всех муниципальных образований);
  4. нарушение Требований к электронному виду предоставляемых актов, установленных приказом Аппарата Губернатора и Правительства Камчатского края от 08.07.2013 № 325-П «Об утверждении требований к электронному виду представляемых муниципальных нормативных правовых актов и дополнительных сведений о них, указанных в пунктах 1-5, 7 части 2 статьи 6 Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 201 (периодически в актах, направляемых главами всех муниципальных образований).

     В связи с выявленными в ходе проведения правовых и антикоррупционных экспертиз нарушениями, а также в целях разъяснения положений Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 201, в адрес глав муниципальных образований направлено 44 информационных письма с предложениями принять меры к устранению нарушений (2018 г. – 143). Статистические данные позволяют сделать вывод о том, что количество таких писем в адрес глав мунобразований уменьшилось в 3 раза, что, в свою очередь, свидетельствует о снижении количества допускаемых нарушений.

     Вместе с тем, учитывая, что отдельные главы муниципальных образований в Камчатском крае в 2019 году продолжали нарушать требования Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 201 (в части необходимости предоставления в Главное правовое управление принятых НПА), в органы прокуратуры Камчатского края направлено 7 информационных писем (2017 г. – 38) для принятия мер прокурорского реагирования.

     В 2019 году в рамках межведомственного взаимодействия на постоянной основе проводились совещания, рабочие встречи с участием представителей Главного правового управления, прокуратуры Камчатского края, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, Министерства территориального развития Камчатского края.  В целях оказания консультативной и практической помощи специалистам муниципальных образований оказывалась консультативная помощь с разъяснениями положений Закона Камчатского края от 19.12.2008  № 201.

     В октябре 2019 года, в соответствии с решением Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Камчатском крае от 28.06.2019 № 3, проведен обучающий семинар с участием специалистов исполнительных органов государственной власти Камчатского края и муниципальных образований в Камчатском крае, непосредственно участвующих в разработке нормативных правовых актов. Данная работа будет продолжена в текущем году.

   В декабре 2019 года прокуратурой Камчатского края проведена плановая проверка деятельности Главного правового управления по исполнению требований законодательства, регулирующего организацию и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов в Камчатском крае. По итогам проверки каких-либо нарушений не выявлено.