Актуальные вопросы

Вопрос ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территориях муниципальных образований Камчатского края, кто этим должен заниматься?

С 1 января 2016 года вступили в силу положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которые определяют новые требования в части организации и регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

С 01.01.2016 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, в части деятельности по обращению с отходами, отнесено только участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. При этом содержание понятия «участие» в федеральном законодательстве не раскрыто.

В связи с этим возникла правовая неопределенность, в результате которой «участие» органов местного самоуправления в осуществлении мероприятий по обращению с отходами, в том числе по ликвидации несанкционированных свалок, зависит от личной позиции их должностных лиц.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, вопросы обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания регулируются не только Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сфера деятельности которого ограничена, но прежде всего Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения, как и прежде, относится не только участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, но и в целом организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципальных образований.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды – деятельность, в том числе и органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения земель.

Кроме того, в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

При этом в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъектам Российской Федерации» переданы основные полномочия в части организации и регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В настоящее время осуществляется формирование нормативной правовой базы в целях реализации новых полномочий:

- распоряжением Правительства Камчатского края от 29.03.2016 № 158-рп утвержден План мероприятий по разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края;

- распоряжением Губернатора Камчатского края от 21.06.2016 № 695-р образован «Проектный офис»;

- постановлением Губернатора Камчатского края от 25.10.2016 № 111 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора Камчатского края от 17.03.2016 № 22 «Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Камчатского края» образован специально уполномоченный орган государственной власти  - Агентство по обращению с отходами Камчатского края, которому переданы соответствующие полномочия в части организации и регулирования в Камчатском крае деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В настоящее время во многих местах Петропавловска-Камчатского, в жилых районах, возле гаражных кооперативов, возникают свалки использованных автомобильных шин, строительного мусора. Обращения в адрес управляющих компаний и в администрацию города ни к чему не приводят, поскольку они утверждают, что с 1 января этого года к вопросам местного значения городского округа относится только участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Все остальные вопросы, по их утверждению, находятся в компетенции Правительства Камчатского края. Так ли это?

Нет, это не так.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится не только участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, но и в целом организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Это требование закреплено и в пункте 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды – деятельность, в том числе и органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Кроме того, согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, регулируются не только настоящим Федеральным законом, но и другими федеральными законами.

В частности, отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

В связи с этим, в соответствии с требованиями, закрепленными в пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в пункте 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подлежат исполнению:

- требования подпунктов 2 и 4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения земель,

- требования статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Таким образом нормы действующего природоохранного законодательства дают достаточные основания для осуществления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа и ее структурными подразделениями действий по поддержанию территории города в надлежащем состоянии.

Каким нормативным правовым актом устанавливается ширина водоохранной зоны водных объектов, расположенных в Камчатском крае?

Ширина водоохранной зоны водных объектов установлена статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанной статьей Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

Дополнительную информацию о протяженности водных объектов и ширине водоохранной зоны можно получить в отделе водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского бассейнового водного управления по адресу: ул. Карла Маркса, д. 29/1, оф. 322, г. Петропавловск-Камчатский, 683031 в рамках административного регламента предоставления Федеральным агентством водных ресурсов государственной услуги по предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, утвержденного приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2013 № 410.

Навигация по сайту