Семинар–совещание «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» состоялся на Камчатке

17 сентября 2020

Семинар–совещание, на котором были представлены лучшие педагогические практики преподавания родных языков Камчатского края, прошел в очно–дистанционном формате 17 сентября.

Организатором мероприятия в крае выступил Камчатский институт развития образования. В семинаре–совещании приняли участие представители Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей, министерства образования Камчатского края, КГАУ ДПО «Камчатский ИРО», научных организаций и вузов Москвы и Санкт–Петербурга, учителя и преподаватели родных языков (русского, корякского, эвенского, ительменского) из Петропавловска–Камчатского, Тигильского, Пенжинского, Елизовского районов, из поселка Палана. Открыл мероприятие проректор Института развития образования Александр Волков.

«Семинар–совещание проводится Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Национальной родительской ассоциацией социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей. Мероприятие проходят в рамках реализации Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации, утвержденной Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации», — отметил Александр Волков.

Ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации  Алексей Гусев отметил, что серия подобных семинаров будут организованы во всех федеральных округах нашей страны, в 2020 году — в Сибирском, Уральском и Дальневосточном.

«Задача нашего семинара–совещания не просто поделиться яркими и интересными практиками, но и выявить проблемы, которые волнуют научных сотрудников, педагогов и методистов в регионах. Изучение и сохранение родных языков является одной из приоритетных  государственных задач в Российской Федерации. Камчатка одна из первых принимает у себя это мероприятие, дает старт нашему проекту», — отметил Алексей Гусев.

В рамках госпрограммы Камчатского края в регионе реализуется целый ряд мероприятий по сохранению родного языка. Одно из них — конкурс проектов среди общеобразовательных организаций края, реализующих программы родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. На реализацию проекта победители конкурса получают по 200000 рублей. А в 2019 году в 8 пришкольных лагерях двух муниципальных районов полуострова — Олюторском и Тигильском — были организованы детские смены по погружению в родной язык. Ребята знакомились с культурой коренных этносов Камчатки. Кроме того, вот уже более 10 лет, благодаря стараниям преподавателей кафедры родных языков, культуры и быта КМНС при Камчатском институте развития образования, для школьников издаются учебные пособия на корякском, ительменском, чукотском, эвенском языках.

Семинар–совещание «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» способствует  повышению эффективности региональной политики по вопросам поддержки родных языков.

«Академику Д. С. Лихачеву принадлежат прекрасные слова: «Самая большая ценность народа — это язык, язык на котором он говорит, пишет, думает». На территории полуострова обучаются более 36 500 учеников, из них около 1000 ребят изучают родные языки коренных малочисленных народов Камчатки. От имени министерства образования Камчатского края хочу поблагодарить организаторов сегодняшней встречи. Отдельное спасибо преподавателям, за то, что посвящаете свою жизнь сохранению и развитию родных языков, культуры коренных малочисленных народов, проживающих на территории Камчатского края и передаете свои знания подрастающему поколению», — обратилась к организаторам и участникам семинара–совещания начальник отдела региональной политики в сфере образования и науки министерства образования Камчатского края Майя Солодовник.

В рамках семинара–совещания с докладами по видеосвязи выступили профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ имени А.И. Герцена (г. Санкт–Петербург) Елена Ядровская, заместитель директора Института развития родных языков народов Российской Федерации Наталья Янкова (г. Москва). Эксперты поделились своим опытом в организации изучения родных языков, в том числе разработке и внедрении учебно–методического  беспечения их преподавания.

Успешными практиками в преподавании родных языков поделились педагоги Камчатского края. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 40» (г. Петропавловск–Камчатский) Мария Пушная в своей работе с детьми применяет инструменты, которые позволяют ученику чувствовать себя на уроке максимально комфортно и раскрепощенно.

«Любую тему, даже самую сложную, я стараюсь объяснить простым и понятным языком. Создаю на уроке такие условия, чтобы ученик максимально точно понимал тот материал, который ему предлагается. Складывается ситуация успеха. Мы можем становиться героями разных произведений. Мы можем быть рассказчиками, творцами… Детская фантазия – безгранична! Важно лишь сохранить границу между реальностью и сказкой», — сказала Мария Пушная.

Учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Петропавловск–Камчатский) Елена Дробышева в своей практике эффективно применяет современные образовательные технологии. Сохранить родной русский язык и привить бережное отношение к чистоте устной и письменной речи для нее, как для преподавателя с 36-летним педагогическим стажем, одна из главных задач.

Включение регионального компонента в уроки родного русского языка — важное направление в формировании у школьников знаний о родном крае, воспитании интереса к культуре малой родины.  Об этом подробно на семинаре—совещании говорила учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Елизовская средняя школа № 8» Наталья Бородина. Заведующий кафедрой родных языков, культуры и быта КМНС Камчатского института развития образования Раиса Авак рассказала об особенностях преподавания имени существительного в эвенском языке. Ее коллега по кафедре, доцент Валентина Дедык выступила с докладом «О разработке и внедрении учебно–методического обеспечения преподавания корякского языка». Ольга Вайнеткан — директор Центра изучения корякского языка (п. Вулканный, Елизовский район) на своих занятиях по корякскому языку дает для изучения тему «Ңэлвылг'ык (В оленеводческом табуне)». Учитель ительменского языка МБОУ «Ковранская средняя школа» (Тигильский район) Татьяна Заева познакомила участников семинара–совещания с методикой «языковое гнездо», которая направлена на спасение языков малых народов. Учитель родного (корякского) языка МКОУ «Таловская средняя школа» (Пенжинский район) Любовь Кечгелкот дала краткое описание успешной практики преподавания родного языка «Яйычг,ын – Семья». О применении современных образовательных технологий на уроках родного языка рассказала учитель родного (эвенского) языка Марина Тарасова (с. Анавгай, Быстринский район). Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 (г. Елизово); преподаватель родного языка КГБУ «Камчатский колледж искусств» (г. Петропавловск–Камчатский) Маргарита Килик представила программу «Палитра национальных культур», разработчиком которой является. В работу включены уроки по развитию речи: «Описание национального жилища», «Описание природы родного края».

Участники семинара–совещания высказали единодушное пожелание в необходимости таких мероприятий. Представленные педагогические методические находки, конструктивное общение дали возможность обменяться опытом и выявить проблемы, над которыми необходимо работать.

 

Видеозапись семинара–совещания «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» доступна на YouTube–канале Камчатского института развития образования.

 

 

 

 

 

Министерство образования Камчатского края