Спектакль «Моцарт и Сальери» представили на суд публики артисты молодежного театра-студии «Паллада»

8 декабря 2017

В спектакле были заняты: Константин Грибков, Александра Иванченко, Ольга Кузнецова, Владимир Пальтис, Ольга Преловская, Захар Сергиенко, Кирилл Суховерхов. Заслуженные аплодисменты – это прекрасная награда за честный труд и прекрасную постановку!

«Моцарт и Сальери»…  Этот миниатюрный шедевр русской драматургии известен своими многочисленными экранизациями, постановками, по курсу школьной программы (пусть и факультативно). «Гений познаётся в ограничении» - старая истина, многократно подтверждённая поколениями творцов, создававших прекрасные произведения искусства в немыслимых обстоятельствах, когда тисками цензуры, как внутренней, так и внешней, сжималась свобода вдохновения. Впрочем, иногда подобным «цензором-ограничителем» выступал сам формат произведения, который автор намеренно выбирал, дабы максимально полностью раскрыть глубинные смыслы, не отвлекаясь на незначительные подробности, лишь уводящие от сути.

Убив Моцарта и «разрешив» внешний конфликт, Сальери тотчас встаёт перед дилеммой конфликта «внутреннего».  Строки: «Но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство. Две вещи несовместные. Неправда: А Бонаротти? или это сказка. Тупой, бессмысленной толпы — и не был. Убийцею создатель Ватикана?»  - красноречиво говорят о том. Но, если можно разрешить конфликт «здесь и сейчас», непосредственно фактом убийства, то конфликт с прошлым не имеет разрешения в принципе, лишь переводя внутренние терзания на новый уровень, порождая вечные сомнения в своей состоятельности, как творца.

Именно эти чувства и мысли могли наблюдать зрители, пришедшие на спектакль «Моцарт и Сальери» в Камчатскую краевую библиотеку. Актерская труппа молодежного театра-студии «Паллада» при Центральной городской библиотеке завладела  воображением зрителей. За час театральной постановки громадный объём актового зала сжимался до небольшой комнаты, в которой жил Вольфганг Амадей; от промозглой, дождливой улицы, до уютного трактира в городе Вена, в котором подают игристое рейнское вино, а в камине пощёлкивают сухие поленья, а беседа ведётся о самом сокровенном. 

Домашняя обстановка и непринуждённая беседа лишь более рельефно подчёркивает хладнокровное и рассудочное убийство.  Контрастные планы сменялись в спектакле с великим постоянством, создавая напряжение зала. Казалось, что всё внутренне пространство было наполнено густыми звуками невесомой музыки, которая ритмично пульсировала в такт сердцам.

В этом смысле «маленькие трагедии» Александра Сергеевича Пушкина -  тому классический пример. Уже само название, «маленькие трагедии» - несколько лукаво, красноречиво говорящее лишь об объёме текста, но не о его глубине. Внешний конфликт двух творцов музыки – это лишь поверхность.  Вообще, каждая пьеса – это зеркало, в который каждый зритель может увидеть лишь себя внутреннего или же, при хорошей актёрской игре и работе режиссёра, приоткрыть в своей душе новые, неочевидные, доселе неизведанные грани.