Правила безопасного поведения на льду водоёма

17 января 2022

Правила безопасного поведения на льду водоёма

В литературе можно встретить множество разнящихся между собой данных по безопасной толщине льда. Связано это с чрезвычайной неоднородностью условий его формирования. Использовать любые данные такого рода надо творчески.

Толщина льда, допускающая безопасное движение по нему

Нагрузка на лёд

Минимальная толщина льда, сантиметров

Интервал между движущимися людьми и машинами, метров

Один человек

3-7

5

Два человека

6-12

7

Четыре человека

10-15

10

Волокуша, легкие сани

10-13

-

Автотранспорт массой, тонн

1,5

18-40

15

3

26-55

20

6-10

35-45

35-45

Гусеничные машины, тонн

3,5-10

17-39

-

10-12,5

34-40

25-35

Замечено, что наиболее прочен прозрачный лед с синеватым или зеленоватым оттенком, без воздушных пузырьков, образовавшийся в морозную, безветренную и без осадков погоду. Наиболее опасен ноздреватый лед, сформированный замерзшим во время метели снегом. Молочный, белого или матового цвета лед вдвое слабее прозрачного. Он образуется в результате смерзания снежинок при обильных снегопадах.

Наиболее тонок и опасен лед под снежными сугробами, в местах впадения в озеро рек и ручьев, возле скал и мысов. В период потепления прочность льда уменьшается, при среднесуточной температуре 0 градусов превышающей в течении трех дней прочность льда снижается на 25 %. Весенний лед теряет свою прочность в два раза.

Итак вы оказались на льду. Если это случилось зимой, то опасаться следует только случайного падения, которое может привести к травме конечностей и головы. Вы можете легко уберечь себя от падений, если вооружитесь специальными приспособлениями для обуви, которые называют "кошками" или "терками".

Если вы выезжаете на лед на автомобиле, то должны помнить, что во время движения нет возможности определить состояние и толщину льда, потому необходимо быть готовым к неожиданностям. Что бы их предупредить, прежде чем выехать на лед, необходимо собрать информацию о состоянии ледовой переправы у водителей встречных автомобилей или местных жителей. Информация должна быть "свежая", нельзя полагаться на рассказ приятеля, бывшего в этом месте на прошлой неделе, ситуация на льду может измениться в течение дня. Лучший способ - ехать следом за опытным водителем, соблюдая дистанцию.

В экипировке вашего автомобиля не помешает лопата, которая выручит вас в случае попадания в снежный занос, пешня - для рубки льда, веревка - на случай оказания помощи провалившемуся, одеяло или спальный мешок.
Многие автомобилисты, выехав впервые на лед, стараются ехать по возможности медленнее и совершают ошибку. У автомобиля, едущего с меньшей скоростью, больше шансов проломить слабый лед. С другой стороны, при очень большой скорости, ограничиваются возможности маневра. Необходимо придерживаться разумной середины. Увидев на льду жерди и доски знайте: здесь что-то произошло, подъезжать к подозрительному месту на автомобиле не следует , лучше подойти пешком и осмотреть его. Оставлять автомобиль долго на одном месте так же опасно.
При движении автомобиля по льду ремни безопасности должны быть отстегнуты, в особо опасных местах необходимо высадить пассажиров, опустить стекла и приоткрыть дверцу. В большинстве случаев автомобиль уходит под лед не сразу и бывает достаточно несколько секунд, что бы покинуть его, главное быть к этому готовым.

Если случилось так, что вы не были готовы и оказались под водой в новой герметичной иномарке, закрытой на все двери, вы не сможете открыть дверцы - они будет придавлены водой до тех пор, пока она не проникнет внутрь и давление внутри машины не сравняется с наружным. Если глубина маленькая, вы можете спокойно приготовиться к всплытию, прихватив нужные для вас вещи. Если под вами десятки метров, времени на раздумье не будет - как можно быстрее опускайте стекло и выходите наружу. При этом надо помнить одну очень важную деталь - если вы сделали последний вдох на глубине из воздушной подушки в кабине автомобиля, то при всплытии надо обязательно выдыхать. Если этого не сделать, то расширяющийся воздух может травмировать легкие. Пуховая куртка, которая может на вас оказаться в этот момент, сослужит вам добрую службу - она выполнит роль спасательного жилета. При всплытии ищите вверху светлое пятно и плывите на него, если глубина большая, то машина может спланировать в толще воды в сторону от пролома. Если вы промажете, то всплыв под поверхность льда, можете ошибиться в выборе направления.

Меры предосторожности на молодом льду:

  • не выходить на лед в одиночку;
  • не переходить по льду в непроверенных местах (с быстрым течением, стоком теплых вод и возле полыньи);
  • при переходе по льду необходимо иметь палку или шест (для проверки прочности льда, устойчивости и средства возможного спасения);
  • при пересечении на лыжах опасных участков по льду необходимо расстегнуть крепления, высвободить руки из петель палок, снять одну лямку рюкзака с плеч;
  • довольно редко лед проламывается мгновенно. Обычно несчастью предшествует проседание льда и характерное потрескивание. В таком случае следует немедленно вернуться назад по своим же собственным следам.

Если вы провалились под лёд:

  • не паникуйте, постарайтесь сохранить хладнокровие. Сухая одежда позволяет находиться на плаву провалившемуся человеку, который смог опереться на кромку льда до получаса;
  • чтобы выбраться из воды нужно лечь грудью на кромку льда, широко раскинув руки и удерживаясь от погружения, стараясь не обламывать лед, без резких движений выбраться на него;
  • далее необходимо двигаться к берегу ползком или перекатываясь в том же направлении, откуда вы пришли. Вставать и бежать нельзя, поскольку можно снова провалиться.

Чтобы помочь провалившемуся под лед:

  • нужно лечь на живот, подползти к пролому и подать пострадавшему веревку, шарф, длинную палку, доску или лестницу;
  • можно взять длинный шест за оба конца, сориентировать его середину над пострадавшим и вытащить его из воды;
  • для обеспечения прямого контакта с пострадавшим к нему можно подползти, подать руку или вытащить за одежду. В этой работе одновременно могут принимать участие несколько человек. Не подползайте на край пролома, держите друг друга за ноги.

На поверхности, первое, что вы должны сделать освободить пострадавшего от мокрой одежды, обсушить кожу полотенцем, завернуть его в сухое одеяло, еще лучше положить в спальник. Дать ему сладкий горячий чай, лучше всего имбирный, глюкозу. В область сердца, печени, почек, паха, затылка приложить тепло. Наилучший способ согревания - положить в спальник другого человека, который будет служить грелкой "во весь рост". Не следует согревать, массировать, растирать руки и ноги, поскольку при этом кровь может оттянуться из туловища и головы к конечностям. Необходимо постоянно контролировать дыхание и пульс, при отсутствии дыхания и сердцебиения, немедленно приступайте к искусственной вентиляции легких и непрямому массажу сердца.

Если вы извлекли человека из ледяной воды, а он не дышит и пульс его не прослушивается, вовсе не обязательно, что он мертв. Ни какой случай не считайте безнадежным. Если нет дыхания и не прощупывается пульс сразу начинайте проводить непрямой массаж сердца в сочетании с искусственным дыханием. Если дыхательные пути закрыты - удалите воду из легких, перегнув пострадавшего через колено и запрокинув ему голову вверх.
Человека принявшего продолжительную ледяную ванну необходимо обязательно отвести в больницу, так как, после переохлаждения, могут стремительно развиться сильнейшие осложнения и потребуется специализированная помощь в условиях стационара. Место происшествия обязательно отметьте вехами, постарайтесь сделать точную засечку по береговым створам, ориентиры зарисовать - это может понадобиться в случае, если владелец автомобиля решит его поднять со дна.

Чтобы не произошло несчастья, воздержитесь от выхода на лёд. Если такая необходимость всё же возникла, для предотвращения несчастных случаев и сохранения вашей жизни и здоровья соблюдайте правила поведения на льду.

 

 

Вулканное городское поселение