Социальное обеспечение населения

Вопрос: Как получить статус «дети войны»?

 

Ответ:

Статус «дети войны» присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим по месту жительства на территории Камчатского края, которые родились в период с 22 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года.

Статус «дети войны» присваивается без обращения граждан на основании сведений, имеющихся в информационных системах КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий».

При отсутствии в КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» сведений для присвоения статуса «дети войны», необходимо обратиться в Министерство социального развития и труда Камчатского края с заявлением произвольной формы и паспортом. Контактные телефоны – (4152) 42-8-43, 23-49-13.

 

Вопрос: Кто имеет право и где оформить ежемесячную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет?

 

Ответ:

Право на предоставление ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Камчатского края, размер среднедушевого дохода семьи которых не превышает 20 481,0 рубль и, если ребенок в возрасте от трех до семи лет включительно является гражданином Российской Федерации.

Обратиться с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты может один из родителей или иной законный представитель ребенка.

Подать заявление на получение данной выплаты можно через МФЦ, портал государственных услуг, а также по почте в КГКУ «Центр выплат».

Информацию о порядке и условиях предоставления ежемесячной выплаты можно получить по телефону 8 (4152) 29-67-12

 

Вопрос: Каким образом устанавливается размер прожиточного минимума в Камчатском крае и от чего он зависит?

 

Ответ:

Прожиточный минимум как социальный норматив установлен, в частности, для оценки уровня жизни населения, оказания необходимой социальной помощи малоимущим гражданам.

Величина прожиточного минимума для нашего региона рассчитывается Министерством социального развития и труда Камчатского края в соответствии с Правилами исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 29.01.2013 № 56) ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Камчатстата об уровне потребительских цен на продукты питания.

Размер прожиточного минимума в Камчатском крае превышает среднюю величину по Российской Федерации почти в 2 раза. Камчатский край по размеру прожиточного минимума занимает одно из первых мест среди других регионов Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума напрямую зависит от роста цен на продукты питания, входящие в состав потребительской корзины. При росте цен на продукты питания, соответственно, увеличивается размер прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Камчатском крае.

Рост цен на продукты питания напрямую связан с логистическими затратами. Ввиду отдаленности региона логистические затраты достаточно высоки. В конечную стоимость того или иного товара они безусловно закладываются, и могут составлять от 1/3 от себестоимости продуктов (в зависимости от группы продуктов питания).

Ввиду того, что рост цент на продукты питания в Камчатском крае сохраняется, наблюдается тенденция по ежеквартальному повышению величины прожиточного минимума.

 

 

Вопрос: Куда обращаться в случае невыплаты в полном размере заработной платы в коммерческой организации?

 

Ответ:

Полномочиями принимать соответствующие меры реагирования в отношении работодателей в целях восстановления трудовых прав работников на своевременную оплату труда наделены Федеральная инспекция труда (далее - Роструд) и ей территориальный орган - Государственная инспекция труда в Камчатском крае (далее - ГИТ в Камчатском крае).

Кроме того, аналогичными полномочиями при осуществлении надзора за соблюдением требований законодательства наделены органы прокуратуры.

В этой связи в целях скорейшего рассмотрения Вашего вопроса рекомендуем направить обращение непосредственно через единую информационную систему Роструда - https://онлайнинспекция.рф/problems (обращение доступно с любого мобильного приложения), либо обратится по этому вопросу в интернет приёмную Прокуратуры Камчатского края - https://kamprok.ru/rabota-s-grazhdanami/internet-priemnaya/.

Справочную информацию по этому вопросу Вы можете получить по телефонам горячей линии: Роструда -  8-800-707-8841; ГИТ в Камчатском крае – 8 (415-2) 41-28-54; Прокуратуры Камчатского края - 8 (4152) 26-10-97.

Кроме того, следует отметить, что каждый работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, минуя обращения в вышеуказанные органы. Трудовые споры, в том числе по вопросам оплаты труда рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.

В данном случае кроме требований к работодателю по оплате задолженности, Вы можете воспользоваться правом, предусмотренном 236      ТК РФ на начисление и истребование пени за просрочку платежей в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.

Также обращаем Ваше внимание, что в случае если сумма задолженности по заработной плате не оспаривается сторонами трудовых отношений, в качестве относительно быстрого способа взыскания денежных средств может являться обращение Вами в суд за судебным приказом в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Между тем обращение в суд послужит основанием для прекращения проверки вопроса невыплаты заработной платы вышеуказанными органами надзора.

 

Вопрос: Мне 27 лет, приехал самостоятельно в Камчатский край и устраиваюсь на работу в краевое государственное учреждение в
г. Петропавловске-Камчатском на должность бухгалтера.

Имею высшее образование по специальности «Экономика на предприятии» и опыт работы 4 года. Какой размер районного коэффициента будет применяться к моей заработной плате, а также, в каком порядке мне должны начисляться «северные надбавки»?

 

Ответ:

В соответствии с Законом Камчатского края от 29.12.2014 № 561 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях», размер районного коэффициента к заработной плате работников краевых государственных учреждений, расположенных в г. Петропавловске-Камчатском, устанавливается в размере 1,8. Вместе с тем предельный размер надбавок для работников таких учреждений составляет 80% заработка.

Необходимо отметить, что законодательством Камчатского края, в отличие от федерального, установлен ряд дополнительных льгот по выплате указанной надбавки.

В частности, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном объеме работникам из числа специалистов, имеющих высшее образование, с которыми заключены срочные трудовые договоры на срок не менее 3 лет (а также бессрочные).

Кроме того, молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.

 

Вопрос: Сотрудник краевого учреждения приобрел билеты в отпуск по классу «Эконом Максимум» с провозом багажа в количестве 2 мест. Имеет ли право учреждение оплачивать такой класс и 2 места багажа?

 

Ответ:

 Порядок предоставления проезда к месту использования отпуска и обратно работникам краевых государственных учреждений регламентируется постановлением Камчатского края от 21.06.2011 № 253-П «Об утверждении Положения о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, проживающим в Камчатском крае и работающим в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях» (далее - Положение).

Подпунктом в) пункта 6 Положения установлено, что оплате подлежат фактически произведенные работником расходы по тарифу экономического класса обслуживания.

В соответствии с правилами применения тарифов ПАО «Аэрофлот», авиакомпания четко разграничивает классы на: «Бизнес», «Комфорт» и «Эконом», а их, в свою очередь, на тарифные группы. То есть, билет класса «Эконом» любой тарифной группы по умолчанию является билетом в салоне экономического класса.

Так как к классу «Эконом» относится, в том числе и тариф «Максимум» с его дополнительными опциями, такими как 2 места багажа, включенными в стоимость билета, следовательно, расходы на его оплату подлежат компенсации в полном объеме.

 

Вопрос: Может ли работник взять отпуск без сохранения заработной платы для проезда к месту использования отпуска, а обратно вернуться в ближайшие к окончанию отпуска нерабочие дни (выходные, праздничные)?

 

Ответ:

В соответствии с частью 5 Постановления Правительства Камчатского края от 21.06.2011 № 253-П «Об утверждении Положения о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, проживающим в Камчатском крае и работающим в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях» по желанию работника одновременно с ежегодным оплачиваемым отпуском один раз в два года предоставляется отпуск без сохранения заработной платы на срок, необходимый для проезда к месту использования отпуска и обратно (далее – проезд в отпуск).

В тех случаях, когда работнику не предоставляется отпуск без сохранения заработной платы, необходимый для проезда в отпуск, выезд и возвращение могут приходиться на выходные и праздничные дни, ближайшие к отпуску. Выезд может производиться в нерабочее время (в период ежедневного отдыха) в день, непосредственно предшествующий отпуску или выходным дням перед отпуском.

Вместе с тем законодательство хоть и связывает оплату стоимости проезда с самим фактом предоставления работнику ежегодного оплачиваемого отпуска, однако не устанавливает ограничения в части обязательного возвращения работника в период отпуска. Кроме того, перечень обстоятельств, по которым работнику может быть произведена компенсация стоимости оплаты проезда по окончании отпуска, не является исчерпывающим.

Таким образом, полагаем, что в рассматриваемой ситуации нет ограничений при выезде к месту использования отпуска в период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, а возвращение может приходиться на ближайшие нерабочие дни.

 

Вопрос: Какие изменения в законодательстве, касающиеся вопроса присвоения звания «Ветеран труда»

 

Ответ:

Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» внесены изменения в ряд действующих федеральных законов.

Так, с 1 июля 2016 года изменяются условия присвоения звания «Ветеран труда» (по федеральным основаниям). В соответствии с данными изменениями в условия для присвоения звания «Ветеран труда» на федеральном уровне добавляется требование кроме соответствующего трудового стажа (20 лет для женщин и 25 лет для мужчин в календарном исчислении), наличие наград (определенного перечня), полученных за продолжительный труд не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). 

При этом, за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от 29.12.2015 N 388-ФЗ).

Одновременно необходимо отметить, что условия присвоения звания «Ветеран труда» на региональном уровне сохраняются в соответствии с Законом Камчатского края от 04.07.2008 N 83 (ред. от 29.12.2012) «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Камчатском крае»:

«Звание «Ветеран труда» в Камчатском крае присваивается гражданам, награжденным почетными грамотами и наградами, указанными в части 2 настоящей статьи, и:

1) имеющим трудовой стаж не менее 30 календарных лет для женщин и 35 календарных лет для мужчин;

1(1) имеющим трудовой стаж не менее 20 календарных лет для женщин, родивших и воспитавших до восемнадцатилетнего возраста не менее четырех детей;

(п. 1(1) введен Законом Камчатского края от 29.12.2012 N 198)

2) проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников - промысловиков не менее 20 и 25 календарных лет соответственно для женщин и мужчин;

3) проработавшим не менее 20 календарных лет артистами в Государственном академическом Корякском национальном ансамбле танца «Мэнго».»

В статье 2 Закона Камчатского края приводится исчерпывающий перечень почетных грамот и наград краевого (областного) значения, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» в Камчатском крае.

В соответствии с порядком присвоения звания «Ветеран труда», определенным указанным Законом Камчатского края, звание «Ветеран труда» в Камчатском крае присваивается гражданам на основании решения комиссии по присвоению звания «Ветеран труда» в Камчатском крае, в состав которой входят депутаты Законодательного Собрания Камчатского края, представители исполнительных органов государственной власти Камчатского края и представитель Федерации профсоюзов Камчатки.

Лицам, которым присвоено звание «Ветеран труда» в соответствии с Законом Камчатского края, а также лицам, признанным ветеранами труда в соответствии с Федеральным законом, выдается удостоверение единого образца, действительное на всей территории Российской Федерации.

на присвоение звания и (или) выдачу удостоверения «Ветеран труда», вправе обратиться с заявлением в краевое государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае» по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт Рыбаков, д. 13, либо его дополнительные офисы, открытые в г. Петропавловске-Камчатском (ул. Пограничная, д. 17, ул. Океанская, д. 94, ул. Дальневосточная,   д. 8), либо его филиалы, расположенные в иных городских округах и муниципальных районах Камчатского края по месту жительства. Телефон для справок (4152)302-402.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ или его копия;
  • справка с места работы о трудовом стаже для работающих граждан;
  • трудовая книжка или её копия;
  • одна из вышеперечисленных наград (знак отличия, почетная грамота и др.) или её копия;
  • 1 фотография 3 х 4 в матовом исполнении.

Заявитель, в целях уточнения общего трудового стажа или основного вида деятельности организации по месту работы (службы) на дату награждения ведомственным знаком отличия в труде, вправе по собственной инициативе представить в дополнение к вышеперечисленным документам следующие документы:

  • военный билет либо его копию;
  • справку об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • справку об отчислениях в налоговый орган по месту осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности;
  • копию устава организации (учреждения, предприятия).

  Копии документов предоставляются с предъявлением оригинала либо должны быть заверены надлежащим образом.

 

Вопрос: Наш офис в этом году оборудовали в подвальном помещении, где сотрудники проводят полный рабочий день. Какие льготы мы можем потребовать у работодателя? Если для этого нужно провести спецоценку, то куда нам следует обратиться? 

 

Ответ:

В силу статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии и компенсации, установленные в соответствии со статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, предоставляются работнику, в случае если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Оценка условий труда и обоснование необходимости предоставления указанных гарантий (компенсаций) осуществляется по результатам проведения специальной оценки условий труда. В этой связи Ваш работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", заключив гражданско-правовой договор с организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда. Перечень таких организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России.

Организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре таких организаций.

Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. Перечень таких организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России, в реестре "Организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".

 

Вопрос: Действительны ли результаты спецоценки без проведения испытаний эффективности СИЗ?

 

Ответ:

 Нормы частей 6 – 8 статьи 14 Федерального закона № 426-ФЗ в части возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты являются диспозитивными, в связи с чем возможность снижения класса (подкласса) условий труда является правом работодателя, а не его обязанностью.

Кроме того, Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, предусмотрено, что случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

С указанной целью приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н утверждена Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, вступившая в силу с 25.05.2015.

 

Вопрос: Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда (по истечению срока действия декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, при выявлении профессионального заболевания на рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых?

 

Ответ: 

Не обязана, так как профессиональное заболевание выявлено на незадекларированном рабочем месте.

При этом, согласно частям 5 и 7 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ  по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

 

Вопрос: Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?

 

Ответ:

 В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае (статья 26 Федерального закона от 28.12.2013         № 426-ФЗ).

 

Вопрос: В воздухе рабочей зоны присутствуют вещества, которых нет в Перечнях веществ Приложений 2 – 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, (например, окись кальция в теплоэнергетических предприятиях). Как проводить оценку по химическому фактору при отсутствии веществ в Приложениях 2 – 7 к Методике?

 

Ответ:

 Приложения 2 – 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда сформированы на основе существующих гигиенических нормативов (прямые ссылки) и содержат в себе наиболее часто встречающиеся в производственных процессах химические вещества в связи с чем, по существу, являются справочными. Если при проведении специальной оценки условий труда выявлены химические вещества, не вошедшие в указанные Приложения, оценка условий труда по ним должна проводиться, исходя из гигиенических нормативов, а оформление результатов осуществляться в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда.

 

Вопрос:  В Приложении № 18 отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда на рабочем месте при воздействии неионизирующих электромагнитных излучений оптического диапазона (лазерное, ультрафиолетовое) отсутствуют ссылки на документы, из которых можно взять значение ПДУ. В этом случае проведенная оценка может быть легко оспорена в судебном порядке. На какие документы ссылаться в протоколах измерений и оценке факторов?

 

Ответ:

 В качестве нормативных актов, содержащих ПДУ для лазерного и ультрафиолетового излучений, следует использовать «Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31 июля 1991 г. №5804-91) и «Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23 февраля 1988 г. №4557-88).

 

Вопрос: В соответствии с Классификатором (Приложение №2 к Приказу Минтруда России от 24.01.14 г. №33н) виброакустические факторы идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов. Исключаются ли тем самым рабочие места водителей транспортных средств, а соответственно строительных и сельскохозяйственных машин, так как, опираясь на многолетний практический опыт работы, фактические уровни шума и вибрации на рабочих местах водителей и машинистов зачастую превышают нормативные значения.

 

Ответ:

Оценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местах водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проводится аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, являющееся источником шума и вибрации. Кроме того, при наличии виброакустических факторов идентификация и оценка условий труда проводится также в отношении рабочих мест, на которых заняты работники, использующие ручные инструменты, являющиеся источником соответствующих факторов.

 

Вопрос: Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда. Иные работники организации это кто? Какие к ним требования?

 

Ответ:

 К иным работникам организации могут быть отнесены, например, сотрудники организации, не являющиеся экспертами, но имеющие квалификацию, позволяющую им провести необходимые испытания (измерения).

 

Вопрос: В переходный период экспертом назначают работника аттестующей организации, имеющего стаж работы 3 года. При этом во многих организациях отсутствуют врачи с указанным периодом стажа. Возможно ли назначать экспертом врача без стажа работы в области аттестации рабочих мест.

 

Ответ:

Согласно статье 27 Федерального закона № 426-ФЗ организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года. При этом в переходный период обязанности экспертов вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу данного Федерального закона.

 

Вопрос: Можно ли при проведении спецоценки использовать средства измерения, которые находятся в аренде?

 

Ответ:

Требования к испытательной лаборатории (центру) в части проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса изложены в части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в связи с чем указанная лаборатория должна быть аккредитована на проведение указанных измерений и обладать соответствующей приборной базой для их проведения.

При этом, согласно части 2 статьи 19 данного Федерального закона, организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения энергетической экспозиции лазерного излучения, мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений, радиоактивного загрязнения производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников; биологических факторов самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Кроме того, вопрос об использовании арендуемых средств измерений необходимо решать с учетом законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, нормативных документов, устанавливающих требования к испытательным лабораториям (центрам), а также руководства по качеству испытательной лаборатории (центра). Необходимо обратить внимание на то, что при проведении исследований (измерений) применяются только те методики (методы) измерений, которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

 

Вопрос: В связи с новыми требованиями к аккредитованным лабораториям в состав лаборатории должен входить врач по общей гигиене труда или врач по санитарно-гигиеническим исследованием. Должен ли врач иметь трудовой стаж по АРМ или в исследовательских лабораториях как у остальных экспертов?

 

Ответ:

 Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона № 426-ФЗ лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;

3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда (например, аттестации рабочих мест по условиям труда) не менее трех лет.

Данные требования едины для всех экспертов, в том числе и для врачей-гигиенистов.

 

Вопрос: В нашей организации в 2013 году проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой работникам, занятым во вредных условиях труда, назначены компенсации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870. Можем ли мы сейчас установить гарантии и компенсации работникам в соответствии с действующей редакцией Трудового кодекса?

 

Ответ:

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса).

При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ).

До вступления в силу федеральных законов № 426-ФЗ и №421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 726).

При этом переходными положениями статьи 15 Федерального закона №421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Вместе с тем требования статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013    № 421-ФЗ распространяются не на рабочее место, а на конкретного работника. В этой связи в случае трудоустройства нового работника на рабочее место, на котором по результатам проведенной СОУТ условия труда не изменились, предоставление ему компенсаций будет производиться в общем порядке, предусмотренном действующим трудовым законодательством.

Предоставление компенсаций работникам, принятым на работу в 2014 году, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим с 01.01.2014.

 

Вопрос: Нужно ли проводить специальную оценку условий труда для рабочего места генерального директора ООО, если в настоящее время он является единственным сотрудником в компании?

Ответ: Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013         № 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Если рабочее место генерального директора не относится к вышеперечисленным в отношении условий труда, на нем должна быть проведена специальная оценка условий труда.

 

Вопрос: Сноска 3 в классификаторе «Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов». Как поступать с рабочими местами, на которых отсутствует технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, но сам виброакустический фактор есть? Не идентифицировать? Пример: технологическое оборудование имеется на соседнем рабочем месте.

Ответ: В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. С учетом данного определения, рабочим местом может являться часть пространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовые функции.

Если в том месте, где работник должен находиться в связи с его работой, имеется технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, экспертом может быть принято решение об идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов.

 

Вопрос: В каком объеме должна содержаться информация о СНИЛС работников. Достаточно ли только № или указывать и Ф.И.О. работников. Кто вносит в стр. 021 изменения в связи с увольнением или принятием работника? Как оформить данные изменения? Можно ли эксперту при оформлении Карты оставлять стр. 021 не заполненной, для последующего заполнения этих данных работодателем?

 

Ответ:

В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносится только номер СНИЛС при его наличии (предоставлении работодателем/работником). Если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, то внесенный в Карту специальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. При этом в Карту вносится СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации (измерений (исследований) производственных факторов).

 

Вопрос: Пункт 14 приложения № 1 к Приказу при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Аттестованные методики по измерению физических факторов и факторов трудового процесса в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений отсутствуют.

 

Ответ:

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» аттестацию методик (методов) измерений проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели; порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения единства измерений.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2008 №438, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения единства измерений осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

В настоящее время порядок аттестации методик измерений и их применения указанным органов власти не принят.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 №1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия подлежат государственной регистрации в Минюсте России.

При этом, соответствующими разъяснениями Минюста России (утверждены приказом от 4.05.2007 №88) детализировано, что нормативные акты, имеющие межведомственный характер - содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

С учетом изложенного полагаем, что до принятия соответствующего порядка аттестации методик организации, осуществляющие специальную оценку условий труда, вправе применять методики (методы) измерений, утвержденные в установленном порядке полномочными органами исполнительной власти, в том числе ведомствами бывшего СССР.

 

Вопрос: Что необходимо делать, если часть сотрудников, лишившихся льгот и компенсаций по результатам оценки, отказываются подписывать карты СОУТ?

 

Ответ:

В соответствии со статьей 5 Согласно статье 4 Федерального закона 28.12.2013  № 426-ФЗ работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а согласно статье 5 данного федерального закона работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

В случае отказа работника от ознакомления с результатами специальной оценки условий труда своего рабочего места комиссия по проведению специальной оценки условий труда составляет акт с фиксацией данного факта и прикладывает его к материалам отчета о проведении специальной оценки условий труда. Указанное позволяет освободить работодателя от предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда.

 

Вопрос: В следующем году наша компания планирует обновить свой автопарк. Поскольку транспортное средство у водителей, а значит и рабочее место, изменится, значит ли это, что нам нужно будет снова проводить СОУТ?

 

Ответ:

Если обновление автопарка путем замены имеющихся автомобилей на автомобили другой марки или модификации имеющейся марки является вводом в эксплуатацию новых рабочих мест в отношении водителей автомобилей, то в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ необходимо провести в течение 6 месяцев со дня обновления автопарка внеплановую специальную оценку условий труда.

 

Вопрос: Что включается в минимальную заработную плату, установленную в Камчатском крае.

 

Ответ:

   В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые являются элементами заработной платы (его составной частью), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ).

   С 1 января 2019 года МРОТ установлен в размере 11 280 рублей. В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности статей 129, частей 1 и 3 статьи 133, частей 1, 2, 3, 4 и 11 статьи 133.1 ТК РФ» заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера (в том числе в Камчатском крае), определяется в размере не менее вышеуказанной минимальной заработной платы и к ней применяются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера (районные коэффициенты и процентные надбавки, которые установлены законодательством для конкретной местности).

   То есть для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Камчатского края (за исключением Корякского округа и Алеутского района), и получающих заработную плату с применением районного коэффициента в размере 1,8 и с начислением процентных надбавок в размере 80 %, минимальная заработная плата установлена с 1 января 2019 года в Камчатском крае (за исключением Корякского округа и Алеутского района) устанавливается на уровне 29 328 рублей (далее - МЗП).

   Статьей 133 ТК РФ предусмотрено, что зарплата работника не должна быть ниже минимального размера оплаты труда при одновременном выполнении следующих условий:

- отработан полный месяц (норму рабочего времени);

- выполнена норма труда.

   Таким образом, при заключении трудового договора с работником, ему необходимо предусмотреть заработную плату не ниже, действующей в Камчатском крае, МЗП. Вместе с тем доплата сверх заработной платы, определенной трудовым договором, устанавливается в случаях:

 - увеличения объема работы (совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания и др.);

- сверхурочной работы;

- привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни;

- привлечения к работе в ночное время;

- в иных случаях привлечения к работе за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени.

   Что касается оплаты труда при работе по совместительству, то этот вопрос регулируется статьей 285 ТК РФ, а также постановлением Правительства Камчатского края от 11.11.2008 № 357-П "Об утверждении Примерного положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству социального развития и труда Камчатского края" (далее – постановление № 357-П). В соответствии с пунктом 1.4. постановления № 357-П оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени.

   Также обращаем внимание на то, что в соответствии со статьей 258 ТК РФ лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.

 

Вопрос: Оплата труда за сверхурочную работу и работу в ночное время.

 

Ответ:

В п. 3.5 Постановления от 28.06.2018 № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 ТК РФ в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других» Конституционный Суд РФ указал, что первая часть статьи 153 ТК РФ сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.

   Такой порядок расчета обязателен для всех работодателей, поскольку решения Конституционного Суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу со дня официального опубликования.

   В развитие Постановления Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 № 26-П пунктом 7 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год акцентировано внимание на то, что выплаты за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, осуществляются не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также выплаты за выполнение работ в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляются с учетом выводов, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 № 26-П.

   На данную тему Роструд опубликовала ряд разъяснений, в том числе на информационном портале «Онлайнинспекция.рф», в которых говорится о том, что подход в части оплаты труда, представленный в Постановлении КС РФ № 26-П, един для всех работников и работодателей и касается не только двойной оплаты работы в выходные и праздничные дни, но и повышенной оплаты сверхурочной работы и работы в ночные часы, так как в противном случае это ведет к недопустимому снижению причитающегося работникам вознаграждения за труд по сравнению с оплатой аналогичной работы, выполняемой в обычный рабочий день.

   Таким образом, Роструд распространил указанное требование на случаи расчета доплат за сверхурочную работу и ночные часы.

   Принимая во внимание вышеизложенное следует, что оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, так же, как и при оплате труда в выходной день или нерабочий праздничный день, работодатель должен учитывать не только тарифную часть заработной платы, районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, но и компенсационные и стимулирующие выплаты.