Об уставном нормотворчестве

Уважаемые специалисты органов местного самоуправления муниципальных образований Камчатского края!

Перед Вами находятся методические рекомендации для органов местного самоуправления в Камчатском крае, предоставленные Министерству территориального развития Камчатского края Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю.

Данные методические рекомендации предназначены для оказания практической помощи по порядку проведения организационной работы по принятию Устава, муниципального правового акта о внесении изменений в Устав, их последующей государственной регистрации и опубликования (обнародования).

Обращаем Ваше внимание, что методические рекомендации носят рекомендательный характер и не направлены на выполнение каких-либо административно-распорядительных функций.

Надеемся, что методические рекомендации помогут в Вашей практической деятельности.

Список сокращений:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ – Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон от 21.07.2005 №97-ФЗ – Федеральный закон от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

3. МПА – муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования (решение о внесении изменений в устав, содержащее изменения, вносимые в отдельные положения устава; либо решение о внесении изменений в устав путем изложения устава в новой редакции).

Глава I. Процедура принятия устава муниципального образования

1. Понятие и содержание устава

Устав муниципального образования - это основной правовой документ муниципального образования, действующий на определенной территории и содержащий основные принципы организации данного местного самоуправления, который определяет с учетом исторических и иных местных традиций границы и состав территорий муниципального образования, вопросы местного значения; структуру и порядок формирования органов местного самоуправления и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; экономическую и финансовую основу осуществления местного самоуправления, а также другие положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться:

- наименование муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- перечень вопросов местного значения (пункт 2 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (часть 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- порядок принятия органами местного самоуправления поселений и городских округов решений о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений и городских округов (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- случаи и порядок дополнительного использования органами местного самоуправления собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий (абзац 2 части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- порядок и сроки выдвижения инициативы проведения местного референдума и ее реализации (пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ));

- сроки назначения представительным органом муниципального образования муниципальных выборов (часть 2 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- вид избирательной системы, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании, в соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- порядок назначения представительным органом муниципального образования собрания граждан, проводимого по инициативе населения (абзац 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- структура и порядок формирования, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления (часть 3 статьи 34, пункт 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления (пункт 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, пункт 7 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- правомочность заседания представительного органа муниципального образования (часть 1.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- срок, в течение которого вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание (часть 1.2 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- численность депутатов представительного органа муниципального образования (части 6, 7 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- порядок принятия представительным органом муниципального образования решения о самороспуске (пункт 1 части 16 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- порядок определения должностного лица местного самоуправления, временно исполняющего полномочия главы муниципального образования в случае досрочного прекращения его полномочий (часть 7 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ) (желательно предусмотреть в нормах устава порядок исполнения должностным лицом полномочий из-за отсутствия главы муниципального образования по иным причинам);

- срок полномочий, на который назначается лицо на должность главы местной администрации по контракту (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ) (в случае наличия в муниципальном образовании такой должности);

- порядок формирования контрольного органа муниципального образования, если его наличие предусмотрено в структуре органов местного самоуправления данного муниципального образования (часть 2 статьи 38 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- порядок формирования, компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, пункт 8 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ);

- гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (часть 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов, в том числе порядок подписания главой муниципального образования нормативно-правовых актов представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 4 статьи 36, пункт 6 части 1 статьи 44, часть 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- перечень субъектов правотворческой инициативы (часть 1 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы (статья 42 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением (пункт 9 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- вопросы управления муниципальным долгом исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) (пункт 3 статьи 101 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

- вопросы осуществления муниципальных заимствований (пункт 7 статьи 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 64 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- порядок определения органами местного самоуправления целей, условий и порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждения их уставов, назначения на должность и освобождения от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивания отчетов об их деятельности (абзац 2 части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа (часть 3 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц (часть 2 статьи 24, пункт 8 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);

- порядок внесения изменений в устав муниципального образования (пункт 10 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

В целях простоты восприятия текста и содержания устава, рекомендуем текст устава не загромождать лишними нормами, не отнесенными к обязательному содержанию в уставе, а также стараться не переносить нормы федерального и краевого законодательства в устав.

2. Разработка проекта устава

Проекты уставов муниципальных образований могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан. Действующим уставом муниципального образования могут быть установлены и иные субъекты правотворческой инициативы.

Порядок внесения проектов уставов муниципальных образований и перечень прилагаемых к ним документов устанавливаются решением представительного органа местного самоуправления.

При этом при реализации правотворческой инициативы граждан по разработке проекта устава муниципального образования, необходимо учитывать следующее.

Минимальная численность инициативной группы граждан по внесению проекта устава муниципального образования устанавливается решением представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта, для чего соответствующий проект должен быть рассмотрен на открытом заседании представительного органа.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта устава муниципального образования, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

В случае отсутствия решения представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта устава муниципального образования, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Проект устава муниципального образования, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению представительным органом местного самоуправления в течение трех месяцев со дня его внесения.

При наличии разработанного проекта Устава Вы можете обратиться в Управление с просьбой о проведении правового анализа указанного проекта.

3. Опубликование (обнародование) проекта устава и учет мнения населения по указанному проекту

После проведения всех необходимых процедур, проект устава муниципального образования принимается решением представительного органа муниципального образования, в порядке, установленном регламентом представительного органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, проект устава не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования (то есть, данный срок не может быть менее 30 дней) подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении (приложение №6).

При этом в силу пункта 1 части 3 статьи 28 указанного федерального закона, проект устава муниципального образования должен выноситься на публичные слушания.

Согласно части 4 названной статьи, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Таким образом, в целях оптимизации процесса принятия устава, следует информацию о времени и месте проведения публичных слушаний по проекту устава публиковать (обнародовать) одновременно с данным проектом.

Результаты публичных слушаний, которые могут быть оформлены в виде решения, протокола, справки или иного итогового документа, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) до проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором будет рассматриваться вопрос о принятии устава муниципального образования (приложение №6).

В случае отсутствия предложений от населения по проекту устава муниципального образования в ходе проведения по нему публичных слушаний данный факт необходимо отражать в заключении о результатах публичных слушаний.

4. Порядок принятия устава

Принятие устава муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Лишь в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек устав может быть принят на сходе граждан.

Работа по принятию устава муниципального образования должна проводиться в строгом соответствии с регламентом представительного органа муниципального образования, которым должны быть урегулированы вопросы организации заседания представительного органа, порядок его проведения, порядок проведения голосования по проекту устава муниципального образования, порядок подсчета голосов депутатов по вопросу принятия устава муниципального образования, порядок оформления решения представительного органа о принятии устава муниципального образования, порядок направления принятого устава муниципального образования на подписание главе муниципального образования, требования к протоколу заседания представительного органа муниципального образования.

На заседании представительного органа по вопросу принятия устава муниципального образования должен быть обеспечен учет мнения населения по проекту устава, в том числе, путем рассмотрения предложений граждан и голосования по вопросам их включения в устав муниципального образования.

Устав муниципального образования принимается решением представительного органа муниципального образования большинством в две трети голосов от установленной (не фактической) численности депутатов представительного органа муниципального образования. При этом, в ходе заседания представительного органа, обязательно ведется протокол (в протоколе должно быть зафиксировано количество депутатов, присутствующих на заседании, а также все предложения и замечания, учтенные при принятии проекта).

После принятия представительным органом устав муниципального образования направляется с сопроводительным письмом главе муниципального образования для подписания, направления на государственную регистрацию и последующего обнародования в порядке, установленном уже действующим уставом муниципального образования.

В связи с тем, что не допускается действие двух уставов муниципального образования одновременно, принимая устав муниципального образования необходимо признавать прежний устав утратившим силу путем указания на это в решении о принятии нового устава муниципального образования.

5. Оформление устава

Устав должен быть подписан главой муниципального образования (при этом подпись главы муниципального образования должна быть заверена печатью представительного органа), пронумерован, прошит и скреплен печатью представительного органа на оборотной стороне. Следует обратить внимание, что решение о приятии устава представляется отдельно, к уставу не подшивается! Данное решение подписывается председателем представительного органа.

ПРИМЕЧАНИЕ К ГЛАВЕ I:

Если следовать вышеприведенным нормам Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, то можно выстроить следующую последовательность действий органов местного самоуправления по принятию устава.

Во-первых, необходимо опубликовать (обнародовать) проект устава. Если у муниципального образования нет возможности опубликовать проект устава в печатных изданиях средств массовой информации, то его можно обнародовать путем размещения проекта устава на информационных стендах в здании администрации, домах культуры, а также раздать проект в учреждения и организации, имеющиеся на территории Вашего муниципального образования, для ознакомления трудовых коллективов (если такая процедура предусмотрена в действующем уставе). Необходимо иметь в виду, что если в действующем уставе предусмотрено опубликование проекта, то проект должен быть опубликован.

Во-вторых, одновременно с проектом устава должен быть опубликован (обнародован) порядок учета предложений по проекту указанного устава, а также порядок участия граждан в его обсуждении.

В-третьих, просим Вас обратить внимание, что проект устава должен быть принят представительным органом только по истечении 30 дней, со дня официального опубликования (обнародования) проекта устава.

В-четвертых, до принятия устава представительным органом необходимо провести публичные слушания по обсуждению проекта устава с жителями муниципального образования.

ВНИМАНИЕ! Опубликование (обнародование) принятого Устава или МПА до прохождения процедуры обязательной государственной регистрации не допускается!

 

Глава II. Представление устава на государственную регистрацию

В силу части 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в органах юстиции, в порядке, определенном федеральным законом.

Названный порядок установлен Федеральным законом от 21.07.2005 №97-ФЗ.

Во исполнение статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ, устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия представительным органом.

Исходя из системного анализа положений указанного федерального закона во взаимосвязи с пунктом 1 части 3 статьи 28, частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, частью 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ, пунктом 34 Инструкции об организации работы по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.08.2005 №147, необходимо представлять для государственной регистрации устава муниципального образования в двух экземплярах, а также на магнитном носителе (при этом, сведения на магнитном носителе должны строго соответствовать данным на бумажном носителе, в том числе даты и номера документов):

- сопроводительное письмо к представленному на государственную регистрацию уставу муниципального образования (приложение №1);

- устав муниципального образования;

- решение представительного органа о принятии устава (приложение №2);

- протокол заседания представительного органа, на котором принят устав, или выписка из него (приложение №3);

- сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава, порядка учета предложений по проекту указанного устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении, об опубликовании (обнародовании) результатов публичных слушаний (приложение №4);

- протокол публичных слушаний по проекту устава муниципального образования или выписка из него (приложение №5).

Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (в случае принятия устава на сходе граждан скрепляется печатью администрации). Страницы документов, состоящих более чем из одного листа, также должны быть пронумерованы и прошиты.

ВНИМАНИЕ! На документах, представляемых на государственную регистрацию, не должно содержаться печати администрации.

 

Глава III. Государственная регистрация устава

1. Проверка представленных для государственной регистрации документов

В силу части 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в органах юстиции, в порядке, определенном федеральным законом.

Названный порядок установлен Федеральным законом от 21.07.2005 №97-ФЗ.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ, решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в течение 30 дней со дня его представления для государственной регистрации.

При этом, в силу пункта 13 Рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденных Приказом Минюста России от 26.08.2005 №147, устав муниципального образования может быть оставлен без рассмотрения в случае, если:

- к нему не приложены документы, указанные в статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ, в том числе и на магнитных носителях;

- представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

В этих случаях регистрирующий орган в 15-дневный срок сообщает заявителю в письменной форме об оставлении устава без рассмотрения с указанием причин и возвращает устав и прилагаемые к нему документы в муниципальное образование для дооформления.

2. Государственная регистрация

Устав муниципального образования, представленный на государственную регистрацию, проходит проверку на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции (Уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверку на соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.

По результатам проведения проверки регистрирующим органом подготавливаются мотивированные заключения о регистрации или об отказе в регистрации устава муниципального образования.

Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования могут быть:

1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав.

Государственная регистрация устава муниципального образования удостоверяется проставлением соответствующего штампа на уставе муниципального образования с указанием номера государственной регистрации устава. В подтверждение осуществления государственной регистрации выдается свидетельство, также содержащее номер государственной регистрации устава. Соответствующие сведения включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Регистрирующий орган в 5-тидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о государственной регистрации устава.

В случае отказа в государственной регистрации устава заключение об отказе в государственной регистрации направляется главе муниципального образования в пятидневный срок со дня принятия решения об отказе.

Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного предъявления его для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в заключении об отказе в государственной регистрации.

 

Глава IV. Опубликование (обнародование) устава. Вступление в силу устава

Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Таким образом, для вступления в силу необходимо устав официально опубликовать в средствах массовой информации или обнародовать на территории муниципального образования.

В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ, глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования обязан направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований Камчатского края.

ВНИМАНИЕ! Факт несоблюдения сроков представления документов и информации в регистрирующий орган, являясь нарушением федерального законодательства, служит основанием для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности. Минюстом России при наличии указанных обстоятельств рекомендовано обращаться в органы прокуратуры.

 

Глава V. Принятие, оформление и государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

1. Понятие и содержание МПА

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Таким образом, муниципальный правовой акт - это общее понятие, которое охватывает все акты, составляющие систему муниципальных правовых актов.

На основании положений, закрепленных частью 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. В связи с этим рекомендуем в названии вида акта использовать следующую формулировку - «Решение о внесении изменений в Устав __________ городского (сельского) поселения».

2. Принятие и государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

К процедуре принятия и государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы применяются все указанные выше требования для принятия и государственной регистрации устава муниципального образования за следующими исключениями.

Так, для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав (приложение №9) представляются главой муниципального образования в двух экземплярах и на магнитном носителе:

- сопроводительное письмо к представленному на государственную регистрацию муниципальному правовому акту о внесении изменений в устав (приложение №7);

- новая редакция статей устава муниципального образования (с внесенными в них изменениями);

- решение представительного органа о принятии муниципального правового акта о внесении изменений в устав (приложение №8);

- протокол заседания представительного органа, на котором принят муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав, или выписка из него (приложение №10);

- сведения об опубликовании (обнародовании) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав, порядка учета предложений по проекту указанного акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении, об опубликовании (обнародовании) результатов публичных слушаний (приложение №11);

- протокол публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав или выписка из него (приложение №12).

Кроме того, необходимо представлять оригинал устава со штампом о государственной регистрации устава (находящийся у органов местного самоуправления) для проставления штампов и отметок о внесенных изменениях.

В случае внесения изменений в устав путем изложения устава в новой редакции для государственной регистрации предоставляется решение представительного органа о внесении изменений в устав, подшитое к новой редакции устава (приложения №№13 и 14). При этом новая редакция устава должна оформляться приложением к решению (в верхнем правом углу на первом листе новой редакции устава проставляется соответствующая отметка).

Следует обращать внимание на обязательное наличие в муниципальном правовом акте положений о вступлении в силу решения о внесении изменений в устав.

При разработке проекта решения о внесении изменений необходимо оценивать актуальное состояние федерального и регионального законодательства на момент возникновения необходимости внесения изменений в устав.

При наличии разработанного проекта решения Вы можете обратиться в Управление с просьбой о проведении правового анализа указанного проекта.

Изменения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о внесении в устав указанных изменений.

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие полномочия, срок полномочий и порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу в общем порядке, то есть после государственной регистрации и последующего официального опубликования (обнародования).

В случае принятия представительным органом муниципального образования решения об изменении структуры органов местного самоуправления, полномочий органов местного самоуправления в тексте решения помимо общих положений о вступлении в силу решения должен быть определен момент вступления в силу соответствующих положений муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленный на государственную регистрацию, проходит проверку на соответствие действующему законодательству во взаимосвязи со всеми положениями устава муниципального образования, а также проверку на соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав.

Государственная регистрация муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования удостоверяется проставлением соответствующего штампа на самом муниципальном правовом акте и на оригинале устава муниципального образования.

Свидетельство о государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования не выдается.

ПРИМЕЧАНИЕ К ГЛАВЕ V:

При разработке проекта решения о внесении изменений в устав следует обращать внимание на оформление и стиль изложения текста решения о внесении изменений, а также, во избежание ошибок и неточностей, на изменение нумерации статей или пунктов статей, особенно, если ранее нумерация уже изменялась, использовать общепринятые правовые конструкции (приложение №15).

ВНИМАНИЕ! Изменения вносятся только в устав. Внесение изменений в устав путем внесения изменений в изменяющий его акт недопустимо, поскольку на государственную регистрацию предоставляется только муниципальный акт о внесении изменений в устав.

 

Контакты Управления Министерства юстиций РФ по Камчатскому краю

По всем интересующим Вас вопросам, касающимся государственной регистрации устава или МПА, обращайтесь:

Отдел законодательства субъекта Российской Федерации, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, расположенный по адресу: 683031, г. Петропавловск-Камчатский, пр. К. Маркса, 29, третий этаж, каб.316, тел. 26-64-42, 26-64-34.

Начальник отдела: Меркулова Алена Юрьевна

Специалисты:

Комиссарова Яна Валерьевна

Шацкова Анна Владимировна

Штернер Елена Васильевна

часы приема: 09.00 – 13.00, 14.00 – 18.00, пятница: 09.00 – 13.00