Министерство территориального развития Камчатского края разъясняет.

10 марта 2017

Министерство территориального развития Камчатского края по результатам проведенного анализа осуществления депутатами представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае своих полномочий на непостоянной и постоянной основах считает необходимым разъяснить следующее.

Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек - 1 депутат.

Если общее число депутатов представительного органа муниципального образования составляет 15 человек, то 10 % от этой цифры составляет 1,5. Попытки на местном уровне «округлить» это число до двух депутатов суды обоснованно признают неправомерными, поскольку вышеуказанный закон устанавливает, что на постоянной основе может работать «не более» 10% от общего количества депутатов.

Определение количества депутатов, которые могут работать на постоянной основе, исходя из приведенного выше расчета, чаще всего приводит к появлению дробных цифр: 1,5, 1,8, 2,1.

Так как по указанным выше основаниям округлять данную цифру в большую сторону нельзя, возникает вопрос: можно ли принимать на работу депутата в представительный орган, например, на 0,5 ставки.

         В соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата представительного органа начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

         При этом депутат исполняет свои полномочия не в рамках рабочего времени, положения о котором предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации (главы 15, 16), а непрерывно, что обуславливает невозможность применения к депутатской деятельности норм трудового законодательства о неполном рабочем времени, при котором оплата труда производится пропорционально отработанному им времени либо выполненного им объема работ (статья 93).

         Таким образом, установление ставок и пропорциональной оплаты труда депутатов является неправомерным.

Институт неполного рабочего времени, предусмотренный трудовым законодательством, в данном случае не может использоваться, так как Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает лишь два варианта исполнения полномочий депутата: на постоянной или непостоянной основе (часть 5 статьи 40). При этом работа на 0,5 ставки не относится ни к одному из них.

Приведенная выше правовая позиция подтверждается судебной практикой и разъяснениями Государственной Думы Российской Федерации.

На основании изложенного Министром территориального развития Камчатского края 10 марта 2017 года главам и руководителям представительных органов муниципальных образований направлено информационное письмо в целях исключения нарушений федерального законодательства.