Тарифы на коммунальные услуги

Вопрос:

Каковы причины имеющихся случаев роста платы граждан за горячее водоснабжение в январе 2016 года в Петропавловск-Камчатском городском округе и не связано ли это с установлением двухкомпонентного тарифа на ГВС?

Ответ:

О причинах повышения платы  граждан за горячее водоснабжение в январе 2016 года по сравнению с декабрем 2015 года в Петропавловск-Камчатском городском округе в домах, оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее – ОДПУ), с возможностью вести раздельный учет объема тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края (далее – Служба) представляет следующую информацию и пояснения:

Тарифы на горячую воду по двухкомпонентной схеме устанавливаются Службой в соответствии с действующим законодательством по регулированию тарифов в сфере теплоснабжения и водоснабжения с учетом применяемой в многоквартирных домах системы подачи ГВС (открытая и закрытая).

Двухкомпонентные тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются Службой с 01.02.2013 года в соответствии с нормами Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Правила), приказами ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения». В первом полугодии 2016 года тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) сохранены Службой на уровне декабря 2015 года и не могут влиять на увеличение платы граждан за ГВС с 01.01.2016.

Двухкомпонентные тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения устанавливаются Службой с 01.01.2016 года в соответствии с нормами Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (пункт 88 Основ ценообразования). При утверждении  двухкомпонентных тарифов на ГВС в закрытой системе с 01.01.2016 года величины компонентов сформированы Службой исходя из принципа сохранения величины расчетного тарифа (с применением компонентов) за 1 м3 горячей воды на уровне тарифа, действующего в декабре 2015 года.

Установление однокомпонентного тарифа на горячую воду не соответствует требованиям действующего законодательства, что подтверждается также  Определением Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 10-АПГ15-9.

При этом в вышеуказанных постановлениях Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 и постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406) определено, что тарифы на горячую воду устанавливаются только в виде двухкомпонентного тарифа.

Постановлением Службы от 17.12.2015 № 482 утверждены двухкомпонентные тарифы на ГВС в закрытой системе, поставляемой ПАО «Камчатскэнерго» потребителям  Петропавловск-Камчатского городского округа, на 2016 год, с календарной разбивкой, в том числе в первом полугодии:

 - тариф на ГВС в закрытой системе с 01.01.2016 по 30.06.2016 населению и исполнителям коммунальных услуг для населения (тарифы указываются с учетом НДС)

№ п/п

Наименование регулируемой организации

Тариф по двухкомпонентной схеме

Компонент на холодную

воду, руб./куб.м

Компонент на тепловую энергию,  руб./Гкал

1.

ПАО «Камчатскэнерго»

49,35

4 210,00

С учетом двухкомпонентного тарифа расчет платы с 01.01.2016 формируется следующим образом: 1 куб.м. холодной воды стоит 49 руб. 35 коп., чтобы ее подогреть необходимо определенное количество тепла по цене 4210 рублей. Стоимость подогрева составляет 4210 руб./Гкал х 0,0713Гкал/1 куб.м = 300 руб. 17 коп  (0,0713Гкал/1 куб.м - норматив на подогрев для ГВС, утвержденный МинЖКХ и энергетики Камчатского края). Итого стоимость 1 куб. м. горячей воды, полученная расчетным способом с 01.01.2016  равна  349 руб. 52 коп. В домах с закрытой системой  ГВС, 1 куб. м. горячей воды в декабре 2015 году стоил 349 руб.72 коп. Из расчета видно, что двухкомпонентный  тариф не является причиной увеличения платы за ГВС.

Если расчетный тариф за 1 куб. м. горячей воды на основании данных Вашей квитанции по оплате коммунальных услуг за январь 2016 года оказался выше 349 руб.72 коп., значит управляющая компания неправомерно предъявила к оплате весь объем тепловой энергии на нужды ГВС по показаниям ОДПУ без учета норматива на подогрев для ГВС, утвержденного приказом Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края.

При формировании объемов коммунальных услуг для предъявления к оплате гражданам, проживающим в многоквартирном доме, управляющие компании и ресурсоснабжающие организации должны руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила).

Так в соответствии с пунктом 42 Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

P= Vпi x Tхв + Qпi х Тт/э

где:

Vп- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:

в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Tхв - компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);

Qпi - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение Vпi и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

Тт/э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).

Причинами увеличения платы за ГВС (кроме неправильного формирования управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями объемов тепловой энергии и холодной воды (на цели ГВС) при начислении коммунальных платежей гражданам) могут быть и другие факторы, например увеличение объема потребления ресурса или отсутствие в квартире индивидуального прибора учета (ИПУ) горячей воды.

В первом случае фактическое увеличение потребления тепловой энергии действительно возможно из-за очень низкого температурного режима в январе. Отсюда и увеличение суммы платежей в том числе за ГВС и отопление.

В случае, если в квартире не установлен ИПУ – дополнительный рост платы за ГВС может быть связан с применением  повышающего коэффициента  к нормативу потребления коммунальной услуги в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1380 от 17.12.2014. В июле прошлого года норматив потребления ГВС и ХВС, относительно базового, вырос на 20 %, а с января 2016 года ещё на 20%, а в сумме 40% по сравнению с первым полугодием 2015 года. Следующее повышение на 10% планируется с июля 2016 года.

В целях недопущения роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги, в том числе за ГВС, и обеспечения возможности осуществления контроля за предельным индексом роста платы граждан по Камчатскому краю в разрезе поселений Службой подготовлены постановления о внесении изменений во все тарифные решения по ГВС на 2016 год (открытая и закрытая системы) в формате Примечания с указанием норматива расхода тепловой энергии используемой на подогрев холодной воды в целях поставки горячего водоснабжения, утвержденной приказами Министерства, и расчетной величины тарифа за 1 куб. м. горячей воды с учетом вида благоустройства эксплуатируемой системы горячего водоснабжения. Проекты постановлений Службы о внесении изменений по ГВС размещены на официальном сайте Правительства Камчатского края в информационной сети Интернет для прохождения антикоррупционной экспертизы в установленный действующим законодательством срок. Принятие постановлений о внесении вышеуказанных изменений запланировано Службой на 11 и 15 марта 2016 года. Дополнительная информация, внесенная в постановления Службы также поможет гражданам самим контролировать размер платы за ГВС и правильность её начисления.

 

Вопрос: Высокая квартплата на ЖКХ, в частности на отопление.

Ответ: В части изменения тарифов на тепловую энергию для теплоснабжающих организаций Камчатского края в 2015-2016гг. поясняем, что несмотря на разработку собственных месторождений топливных ресурсов (природного газа), и развитие энергетики с использованием нетрадиционных источников энергии (геотермальных источников), в структуре затрат на топливо на технологические цели, учтенных в тарифах на тепловую энергию, по-прежнему преобладают затраты на привозное топливо (уголь, мазут, дизельное топливо) – 82,0% от суммарных затрат по краю. При этом, в структуре затрат на привозное топливо больше половины составляют затраты на его доставку до источника теплоснабжения (тепло-электростанции или  котельной с учетом транспортировки по региону). Поскольку затраты на топливо на технологические цели, учтенные в структуре тарифов на тепловую энергию, в целом по региону составляют около половины суммарных затрат (на 2015 год - 42,0% с учетом транспортировки), влияние изменений условий формирования цен на топливном и транспортном рынке в нашем регионе ощущается наиболее остро, в том числе, и в тарифных показателях.

Доля затрат на оплату труда персонала теплоснабжающих организаций (заработная плата и единый социальный налог), учтенных в структуре тарифов на тепловую энергию по Камчатскому краю в 2015-2016гг., составляет около 38,0% и формируется с учетом северного коэффициента и надбавок, установленных для нашего региона и в соответствии с Отраслевыми тарифными соглашениями в электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, которые обязывают органы тарифного регулирования индексировать средства на оплату труда персонала с учётом прогнозируемого уровня инфляции на регулируемый период.

В связи с этим, тарифная политика, проводимая в Камчатском крае, направлена на обеспечение доступности коммунальных услуг для населения региона. В целях социальной защиты населения и повышения качества  жизни  населения  региона Правительство Камчатского края решает вопросы сдерживания роста тарифов для населения путём утверждения более низких тарифов на тепловую энергию для населения (льготных тарифов). Так, среднегодовое значение экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию на 2016 год составляет 6553,84 руб./Гкал (с НДС),  среднегодовое значение льготного тарифа на тепловую энергию на 2016 год, установленного для населения и исполнителей коммунальных услуг для населения 3878,73 руб./Гкал (с НДС). Разница между экономически обоснованными тарифами и сниженными тарифами на тепловую энергию для населения возмещается за счёт средств краевого бюджета.

Льготные тарифы для населения на тепловую энергию (отопление) и горячее водоснабжение приняты практически по всем муниципальным образованиям Камчатского края. По ряду муниципальных образований также установлены и льготные тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение.

Средства на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям по предоставлению коммунальных услуг населению по льготным тарифам предусмотрены в бюджете Камчатского края. 

В части изменения совокупной платы граждан за коммунальные услуги (тепловая, электрическая энергия, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение) Служба поясняет следующее.

Частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы) не допускается.

Ежегодно с 1 июля осуществляется  пересмотр тарифов на коммунальные услуги (этот день является единым по всей стране).

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 № 2182-р индекс роста совокупной платы граждан для Камчатского края установлен на первое полугодие 2016 года в размере 100%, на второе полугодие в размере 106,5% с допустимым превышением для отдельных муниципальных образований и типов многоквартирных и жилых домов в размере 2,4%.

Для обеспечения социальной поддержки и защиты жителей Камчатки Губернатором Камчатского края были установлены предельные индексы возможного изменения совокупной платы граждан за коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию Камчатского края (постановление Губернатора Камчатского края от 30.11.2015 № 98 «О внесении изменений в постановление Губернатора Камчатского края от 30.04.2014 № 49 «Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях в Камчатском крае с 1 июля 2014 года по 2018 год»).

Предельный индекс – это максимально допустимый рост платы граждан за коммунальные услуги, только в пределах этих значений могут увеличиваться совокупные расходы граждан за коммунальные услуги.

В зависимости от степени благоустройства жилых домов, набора существующих в них коммунальных услуг, установленных тарифов и нормативов потребления, фактический рост платежей может быть и ниже установленного предельного индекса по муниципальному образованию.

Предельный индекс роста совокупной платы граждан применяется лишь к коммунальным услугам: электроэнергия, холодная и горячая вода, отопление, водоотведение.

Жилищные услуги (содержание и ремонт жилых помещений, вывоз отходов) остаются в ведении управляющих компаний.

В целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги в рамках установленных предельных индексов был проведен анализ изменения платы граждан за коммунальные услуги в разрезе муниципальных образований и видов благоустройств жилищного фонда.

На основании проведенного анализа (в соответствии с требованиями Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400) для недопущения превышения платы граждан за коммунальные услуги установленных предельных индексов Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края были рассчитаны и установлены льготные тарифы на коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию края.

 

Вопрос: по предоставлению информации об установленной плате за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным  сетям  на 2016 год.

 Ответ: На основании обращения ОАО «Газпром газораспределение» проведена экспертиза представленных расчетов и обосновывающих материалов для установления стандартизированных тарифных ставок за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным  сетям  ОАО «Газпром газораспределение»  для объектов  на территории Камчатского края на 2016 год.

Оценка производилась в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/3 «Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину».

По результатам рассмотрения тарифной заявки ОАО «Газпром газораспределение» принято постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17.12.2015 № 496 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение» для объектов на территории Камчатского края на 2016 год».